В начале XIV в. среди татарской аристократии настолько усилилась мусульманская община, что не только возвела на престол своего ставленника – хана Узбека (1312–1342 гг.), но и решительно порвала с прежними религиозными и политическими традициями.
Об этом ключевом событии истории Улуса Джучи существует сравнительно большое количество источников и значительная историография. В своем письме к египетскому султану, в пересказе ан-Нувайри, Узбек так описывал произошедшие события: «В царстве его (Узбека) оставалась еще шайка людей, не исповедовавших ислам, но он, воцарившись, предоставил им выбрать или вступление в исламскую религию, или войну, они отказались (от принятия ислама) и вступили в бой, он, напав на них, обратил их в бегство и уничтожил» 1.
Обстановку того времени ярко передает современник ал-Бирзали (первая половина XIV в.): «Хан Токта был “неверным”, придерживался религии идолопоклонников и любил лам и волшебников, оказывал им большой почет. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман...
Был у него сын... он был привержен к исламу, любил слушать чтение Корана великого, хотя и не понимал его, и предполагал, что, когда сделается царем этой страны, не оставит в царстве своем никакой другой религии, кроме мусульманской. Он умер (уже) при жизни отца, оставив сына.
Когда он умер, то отец его (Токта) назначил наследником сына упомянутого сына своего, однако же ему не привелось повелевать, так как после него (Токты) царством овладел сын брата его, Узбек-хан... Он умертвил нескольких эмиров и вельмож, умертвил большое количество... лам и волшебников и провозгласил исповедание ислама» 2.
Ибн Дукмак, автор конца XIV в., дополняет это сообщение рассказом о заговоре Кутлуг-Тимура, который, прежде чем возвести на престол Узбека, «взял с него слово, что когда он вступит на престол, то сделается мусульманином и будет придерживаться ислама».
Читайте также: Почему Золотая Орда выбрала ислам?
Уже после возведения на престол Узбек, по словам Ибн Дукмака, «усердно вступил в веру Аллаха и устроил себе соборную мечеть, в которой совершал (все) пять молитв в установленное для них время», за что на него вознегодовала часть татарских эмиров и собралась свергнуть его, но их заговор был подавлен, а зачинщики казнены 3. Эти же сведения повторяют с некоторыми дополнениями хроники ал-Айни (ум. 1451 г.) и Ибн Халдуна (писал в 1406 г.) 4.
В более поздних версиях этого события (например, в анонимной «Шаджарат ал-тюрк» (Родословие тюрков», XV в.) сообщается, что Узбек принял ислам гораздо позднее и, под влиянием туркестанского шейха Сейида-Ата утвердившись на престоле, «восемь лет проводил жизнь со своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака... Когда с начала его султанства истекло восемь лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сеида, имеющего высокие титулы, указывающего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 г. х. (12.11.1320 – 30.01.1321), соответствующего году курицы, удостоился чести принять ислам» 5.
Кем был первый хан Золотой Орды, принявший ислам?
Это сообщение, отличающееся от других, характерно тем, что подчеркивает влияние туркестанских улемов на распространение ислама в Золотой Орде, очевидно, желая доказать древность своих претензий на право наставлять в вере ханов – Джучидов.
Следует подчеркнуть, что, начиная с Узбека, который на монетах чеканил свое полное мусульманское имя – Султан Мухаммад Узбек-хан, все другие Джучиды также имели кроме тюркского еще и мусульманское имя: Джанибек (1342–1357 гг.) имел имя Султан Джалал-ад-Дин Махмуд; Бердибек (1357–1359 гг.) – Султан Мухаммад; Токтамыш (1379–1395 гг.) – Султан Насир ад-Дин и т.д 6.
С этого момента исламская цивилизация становится определяющей силой в политическом и культурном развитии Улуса Джучи. Таким образом, средневековое татарское государство становилось центром ислама на севере, недаром арабские дипломаты уважительно называли ханов из рода Джучи (сына Чингисхана), правящих в Золотой Орде, «мечом ислама в северных землях».
__________________________
1. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 163.
2. Там же. С. 174.
3. Там же. С. 232, 233.
4. Там же. С. 384–386, 515, 516.
5. Там же. Т. II. С. 207.
6. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000. С. 223.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина