(продолжение)
Гайнан Ваисов как оратор имел успех у слушателей. Он был знаком и вел переписку с Львом Толстым, который называл его братом. Великий русский писатель в своем письме секретарю журнала "Мусульманин", говоря о ваисовском движении, сравнивал его с "бабидским" движением в Персии:"...Другую секту магометанскую я знаю в Казани. Секта эта называет себя "божьим полком", или по имени своего основателя - ваисовцами. И та, и другая секты представляют собою движение вперед магометанства. К освобождению от мертвых внешних форм, которых, надо сказать, в магометанстве, как "новой религии", гораздо меньше, чем во всех других больших религиях".
Он был союзником большевиков в их противостоянии с татарскими националистами. Но пройдет три года, и большевики расправятся с "божьими воинами", как и с другими союзниками по революционной борьбе... После смерти Гайнана Ваисова на роль лидера - "сардара" выдвинулся его брат Газизян. Личность авантюрная. Во всевозможных инстанциях большевиков он представлялся руководителем многочисленных "божьих воинов". При этом демонстрировал фотографию (а на самом деле фотомонтаж), где он якобы снят вместе с вооруженными. "башибузуками". Весьма занятно видеть на страницах газет того времени, как наряду с приказами революционного штаба публиковались в плохом переводе с татарского приказы Ваисова о мобилизации "божьих воинов булгарских мусульман". Хотя на самом деле сторонников Ваисова насчитывалось всего лишь несколько десятков человек.
Дело доходило до курьезов. Казанские большевики с недоумением получали телеграммы из Москвы об оказании содействия Ваисову в отправке 2500 "булгарских мусульман" для пополнения украинской милиции... В 1923 году постановлением ОГПУ общество "волжско-булгарских мусульман-ваисовцев" запретили, "как ставящее своей целью создание Булгарской народной республики", а сардара - Газизяна Ваисова - сослали на Соловки на 10 лет. После освобождения он некоторое время жил в Узбекистане, но в 1940 году его вновь репрессировали. Схожая участь постигла многих оставшихся в живых "божьих воинов", которые успели основать в чистопольском кантоне деревню Янги Булгар (Новый Булгар). Еще один из братьев Ваисовых, Гаян жил в Вильнюсе, где владел кондитерским магазином.
Демократические процессы современности породили неожиданные формы общественной активности, некоторые из которых напоминают "дела давно минувших дней". В общественной жизни Татарстана в конце 80-х - начале 90-х годов заметную роль играло общество "Булгар аль-Джадид" ("Новый Булгар"), в которое входили достаточно известные деятели науки и культуры республики. В частности, композитор Луиза Батыркаева, которая стала называть себя Луизой Булгари, историк Фархад Нурутдинов. "Булгар аль-Джадид" издавал историко-культурный вестник "Болгар иле". В основе деятельности общества лежали выхолощенные идеи ваисовского движения. Главная цель для "булгаристов" - возвращение татарам (или тем из них, кто этого желает) национального определения - булгары.
Долгое время могила Гайнана Ваисова, который был перезахоронен у ЦПКиО им. Горького, находилась в забвении. Лишь в 1989 году члены общества "Булгар аль-Джадид" установили на ней памятник.
Ровель Кашапов
Читайте также: Исламский полумесяц над Казанским кремлем (Часть 1)