Исламские университеты

 

«Стремитесь к знанию от колыбели до могилы» (мусульманская пословица)

В современном мире университетское образование завоевывает все большую популярность. В одной лишь России ежегодно набирается порядка полмиллиона абитуриентов, а становятся студентами и продолжают учебу в ВУЗах чаще всего девушки, нежели парни.

Во времена расцвета исламской цивилизации сердца мусульман были переполнены жаждой знаний, ибо во многих местах на страницах Корана звучит призыв к получению знаний, к наблюдению, созерцанию и размышлению. А на практике это привело к тому, что во всех частях мусульманского мира в мечетях, школах, лечебницах, обсерваториях и домах ученых преподавались наиболее передовые дисциплины.

Прочитав данную статью вы узнаете о системе мусульманского образования, о том, что пройдя начальную школу ученик мог продолжить дальнейшее обучение арабской грамматике, поэзии, логике, алгебре, биологии, истории, праву и теологии. Существовали целые научные академии с ректоратами.

Между школой и университетом существует определенная дистанция. Обе системы зародились в мечети, однако слово «университет» на арабском языке звучит как «джамиа», и относится к женскому роду слова «джами» - мечеть. Таким образом, в арабском языке место религии и место высшего обучения находятся в тесной связи, и нет ничего подобного в конструкции других языков либо в понятиях других культур, а некоторые из наиболее древних мечетей одновременно являются древнейшими университетами. Среди известных мечетей-университетов - мечеть аль-Азхар, функционирующая и по сей день, спустя тысячу тридцать лет. Будучи центральным звеном высшего обучения в Египте, аль-Азхар притягивал к себе самые светлые умы своего времени. Об этом можно судить как по древности основания университета, так и по его блестящим выпускникам. Например, ибн аль-Хайсам, открывший принцип работы органов зрения, долгое время там жил и работал, а социолог 14-го века ибн Халдун также являлся одним из преподавателей аль-Азхара.

Другим университетским комплексом, построенным на базе мечети был аль-Карауин, расположенный в городе Фес, Морокко. В 841 году, во время правления династии Идрисидов, набожная молодая женщина по имени Фатима аль-Фихри построила на месте будущего университета мечеть. Она имела неплохое образование, и, получив по наследству от отца, успешного торговца, круглую сумму денег Фатима решила потратить все полученные средства на строительство мечети-университета для населения города Фес. Она лично участвовала в разработке дизайна, и с началом строительства приступила к посту, которой она держала каждый день, вплоть до завершения строительства.

Мечте Фатимы аль-Фихри, построить для горожан Феса свой учебный центр, суждено было сбыться. Вскоре аль-Карауин, подобно другим знаковым мечетям, превратился в центр религиозного обучения и политических дискуссий, постепенно расширялся список преподаваемых дисциплин, особенно естественнонаучных, и сегодня университет значится как один из древнейших университетов в истории человечества.

Университет был прекрасно оснащен, особенно астрономическим инструментарием, приборами учета времени, астролябиями и прочим.

Помимо астрономии, в университете преподавался Коран и теология, право, риторика, литература, логика, арифметика, география и медицина. Кроме этого, проводились курсы по грамматике, истории Ислама и основам химии и математики. Разнообразие предметов и высокое качество обучения притягивало ученых и студентов отовсюду.

Поток желающих поступить в университет был столь огромным, что абитуриентов приходилось отсеивать посредством специальных вступительных экзаменов, точно так же как и в современных университетах. В те времена минимальными требованиями поступающего в университет были знание всего Корана наизусть, совершенное владение арабским языком и общие сведения о науке.

В мечети-университеты поступали не только местная молодежь, но и студенты из-за рубежа. Например, в период Аббасидов в знаменитых университетах Багдада поступали студенты из Сирии, Персии и Индии. Они изучали медицину, фармакологию, инженерию, астрономию и другие предметы. Среди студентов университета аль-Азхар помимо местных египтян из окрестностей Каира также было большое число иностранцев. Им предоставлялись общежития и бесплатное питание. В каждом таком общежитии имелась библиотека, кухня и туалет.

Университет Санкоре располагался на крайнем юге мусульманских земель – в городе Тимбукту, Мали. Это был интеллектуальный центр Сонгайской империи.

Университет был сформирован на базе мечети Санкоре, основанной в 989 году шариатским судьей города Тимбукту Акибом ибн Махмудом ибн Умаром. Внутренний двор мечети полностью повторял пропорции Каабы Священной Мекки. Финансирование Университета Санкоре взяла на себя состоятельная женщина, по имени Мандика, и университет превратился в ведущий образовательный центр. К 12 веку количество студентов достигло двадцати пяти тысяч человек, когда все население города составляло не более ста тысяч жителей!

В университете отсутствовало централизованное управление, а состоял он из нескольких независимых колледжей, каждый из которых имел своего администратора. Процесс обучения происходил на открытых дворах, среди преподаваемых дисциплин значились Коран, исламские науки, право, литература, медицина и хирургия, астрономия, математика, физика, химия, философия, языки и лингвистика, география, история и изобразительное искусство.

Преподавались не только теоретические предметы, студенты изучали торговлю, правила поведения деловых людей и этику. Проводились мастер-классы по бизнесу, плотничному делу, сельскому хозяйству, рыболовству, строительству, пошиву обуви и одежды, и по навигации.

Наивысшей ученой степени, эквиваленту доктора наук, можно было достичь за 10 лет. За время своего существования университет воспроизвел много всемирно-известных ученых, получившим известность благодаря своим публикациям. Кандидатская диссертация в те времена именовалась Рисаля (в буквальном варианте перевода – письмо). До сих пор во многих исламских университетах и теологических центрах она так и называется (Например, защитившим Рисаля по теологии в городе Кум, что в Иране, присваивается звание Аятолла). Во время выпускного вечера студенты одевали на голову традиционную чалму, символизирующую божественный свет, мудрость, знание и высоконравственное поведение. Выпускники славились высокой эрудицией и устраивались на работу в качестве профессоров по всему исламскому миру.

Финансовая поддержка студентов являлась частью образовательной программы. В университете при мечети аль-Карауин в Морокко студенты не платили за обучение, а наоборот получали денежные пособия и бесплатное общежитие. Все это стало возможным благодаря поддержке со стороны королевских семей. Студенты проживали в общежитиях, представляющих из себя 2-3 этажные здания, выстроенные по периметру квадратного двора. Каждое такое здание вмещало от 60 до 150 студентов.

Как и во всех престижных университетах, данные университеты имели собственные библиотеки,  фонды которых состояли, в основном, из личных коллекций. В мечети Зайтуна, в Тунисе, хранились документы, рукописи по грамматике, логике, этикету исследований, космологии, арифметике, геометрии, минералогии и по профессиональной подготовке. В библиотеке города Кайрауан, в Тунисе, хранился арабский перевод Истории древних народов, написанный Св. Джэромом около 420 года.

Преподавание велось с группой студентов, рассаженной полукругом перед учителем. Такая группа называлась халакат аль-ильм или просто халака. Для ученых и гостей, посещающих занятия, было зарезервировано специальное место рядом с лектором. В мечети Амра, что в окрестностях Каира, в свое время собиралось более 40 таких халака, а в главной мечети Каира – 120 халака.

Обучение было не из легких, но особенно изнурительным было медицинское образование, впрочем, как и сегодня. Экзаменационные испытания требовали серьезной подготовки. И если студент не сдавал  хотя бы один зачет - то он не имел право заниматься лечением, и формально провозглашался некомпетентным.

Студенты правоведы подвергались предвыпускной стажировке, и если они проходили ее успешно, то продолжали работать. Только тогда им было позволено приступить к завершающей ступени обучения, которая могла продолжаться неопределенное количество времени. Иногда для получения собственного профессорского кресла требовалось до двадцати лет.  Студент-правовед приступал к рабочей деятельности только после получения аттестата об образовании и соответствующей лицензии.

На арабском языке термину аттестат соответствует слово «иджаза» и, возможно, именно оно дало происхождение термину бакалавр, соответствующему первой ученой степени и присваиваемому студентам по завершении начального этапа обучения в высшем учебном заведении. Первое упоминание термина бакалавр относят к 1231 году, когда по распоряжению папы Григория IX он был утвержден как ученая степень в парижском университете. С латинского языка бакалавр переводится как «увенчанный лаврами», однако существует версия, что это латинизированная форма арабского выражения «би-хакк аль-ривая», означающего «право передавать знания другим», ведь в мусульманском мире это выражение использовалось в качестве определения «иджазы» на протяжении шести веков. С окончанием учебного заведения выпускник получал лицензию, буквально значившую, что он «имеет право преподавать».

В наши дни существует программа Международный Бакалавриат, в рамках которой по окончанию специальных двухгодичных курсов студенты получают право поступать во многие университеты мира.

Мусульмане институционализировали высшее обучение. Именно они ввели вступительные и выпускные экзамены, аттестаты о присвоении ученой степени, учебные циклы, международный обмен студентами и гранты. На самом деле, между технологиями обучения в средневековых и современных университетах существует очень много общего. Возьмем, к примеру, подготовительные курсы, премии за академические успехи, ораторские и поэтические соревнования.

«Многие ученые безвозмездно передали свои личные библиотеки в фонды городских мечетей, таким образом, обеспечив сохранность книг и доступ к ним учащихся. На этой почве выросли знаменитые университеты Кордовы и Толедо, куда со всего мира стекались жаждущие знаний как христиане, так и мусульмане» Р.С. Макенсен, европейский историк-исследователь мусульманского библиотековедения.

Социальные комментарии Cackle