На Западе кажется естественным, что промышленность зародилась в Европе, и развитие мировой цивилизации произошло благодаря промышленной революции на Западе, внедрившей массовое промышленное производство.
Однако в период Средневековья, который в западной исторической науке еще называют «темными веками» на пространстве от Китая до мусульманской Испании существовала своя промышленность и свое производство.
Выпуск промышленной продукции обеспечивался с помощью машин, приводимых в действие водой или ветром. Металла в мусульманском мире выплавляли столько, что хватало не только для собственных нужд, но и на экспорт в ту же Европу.
Например, во времена халифата Аббасидов Басра была центром производства стекла и мыла. Египет был известен производством бумаги, секрет изготовления которой позаимствовали у китайцев. Персия славилась своими ювелирными изделиями ковроткачеством. Куфа была знаменита своим шелком. Ткани, включая сатин, парчу, лен, шерсть производились повсеместно в мусульманских странах и также поставлялись на экспорт и продавались за наличные деньги в Европе.
В Хузистане ученые-химики из Джундишапура наладили получение и рафинирование сахара из сахарного тростника. Позднее его производство было развернуто в Испании. Сирия, кроме дамасской стали славилась производством цветного и эмалированного стекла.
Цивилизация тем и отличается от хаоса, что создает технологии, а исламская цивилизация в течение столетий владела самыми передовыми технологиями, благодаря развитию образования и общего уровня знаний.
Это хорошо видно на примере Испании, которая, находясь под властью мусульман по уровню оснащённости и масштабам промышленного производства превосходила все остальные – христианские страны Европы. Например, в Кордове насчитывалось 13 000, а в Альмере – 4800 ткацких станков.
Мастерство выделки кож достигало высочайшего уровня, и продукция испанских кожевенников поставлялась в больших количествах в Англию и Францию, потому что знать обеих стран особо ценила прочную и красивую испанскую обувь.
Высококлассные шелк и шерсть производились в Кордове, Малаге, Альмере. В Альмере также было развито стекольное производство. Производство шелка с помощью тутового шелкопряда было чрезвычайно развито в Испании. В Хаене и Альгарве добывались золото и серебро, в Кордове – железо и свинец, а в Малаге - драгоценные камни. Толедо, как и Дамаск был знаменит по всему средневековому миру своей оружейной сталью. Толедские клинки ценились наравне с дамасскими. Искусство создания различных металлических сплавов и изготовление из них украшений также процветало в исламском мире и даже нашло свое отражение в разных европейских языках. До сих пор изделия, изготовленные из подобных сплавов и украшенные растительными орнаментами, называются по-английски «дамаскин», по-французски «данаскин», на латыни «дамскина».
Местная глазированная плитка и цветное стекло до сих пор поражают воображение многочисленных туристов и искусствоведов во дворцах Альгамбры.
Мусульмане превратили пустынные испанские земли в сады и развили передовое сельское хозяйство.
В течение многих лет эта информация замалчивалась или искажалась. Она не включалась в общие курсы по истории и не публиковалась в изданиях, предназначенных для широкой аудитории. Роль мусульман в развитии современной науки и технологий принижалась.
Историки на Западе предпочитают не замечать тех пяти или шести веков, которые отделяют крушение Римской империи от времени вторжения норманнов в Англию и называют их «темными веками», рассуждая о «господстве церкви».
Если взять подряд с десяток книг по истории технического прогресса их авторы совершают «прыжок» из античных времен, времен Птолемея, Архимеда, Галена сразу к Галилею, практически игнорируя период с 1000 по 1500 годы так, как будто в это время не было никакого развития науки и техники. К сожалению, это касается не только школьного, но и университетского образования.
Лишь вскользь упоминаются достижения мусульманских народов, да и то чаще всего в контексте крестовых походов и тех многочисленных заимствований, которые европейцы совершили во времена ведения своих захватнических войн на Ближнем Востоке.
Стоит отметить, что развитие промышленности в мусульманском мире проходило гораздо более гуманно, чем промышленная революция в Европе. В мусульманском мире не было процессов, подобных «огораживанию» в Англии, когда в одночасье разорялись и пускались по миру тысячи фермеров, не возникали в городах многочисленные трущобы, в которых ютились бесправные наемные работники.
Успех западной промышленной революции обеспечивался не столько научно-техническим прогрессом, сколько наличием свободного банковского капитала, существовавшего благодаря ветхозаветной этике, чей прирост осуществлялся за счет взимания в пользу кредитора банковского процента. Свободный переток капитала в наиболее выгодные на данные момент отрасли вызвал их бурный рост.
В исламском мире такой способ развития был невозможен в силу религиозных запретов на взимание процентов.
Ильдар Мухамеджанов