Европейцы гордо заявляют, что избавили мир от рабства, хотя это произошло всего лишь в середине 19 века. При этом они не перестают упрекать мусульман в том, что рабство разрешено их религией.
Следует помнить, что отношение к рабам на Западе было хуже чем к животным. Об этом красноречиво свидетельствуют книги самих западных авторов. Можно почитать, например, «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.
В исламе рабство не приветствуется. В Коране четко сказано, что искуплением за определенные грехи может служить освобождение раба. Освобождение рабов по доброй воле хозяина является богоугодным делом. Это привело к тому, что во времена праведных халифов все рабы, находившиеся к этому времени в Аравии были освобождены. Сам Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, освободил 63 раба, его жена Айша, да будет доволен ей Аллах, освободила 67 рабов, саидна Аббас освободил 70 рабов, Абдуллах ибн Умар освободил 1000 рабов, один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абд Ар-Рахман купил 30 тысяч рабов и освободил их всех. Другие сподвижники также освободили большое число рабов. Таким образом, проблема рабов в Аравии была решена в течение тридцати или сорока лет.
После этого в исламском обществе продолжала существовать лишь одна категория рабов –военнопленные, захваченные на поле боя.
Они удерживались под охраной до тех пор, пока противная сторона не соглашалась обменять их на захваченных в плен мусульман или же выкупить за деньги.
Если же обмена пленными не происходило и за них также не уплачивался выкуп, тогда мусульманский правитель раздавал пленников своим солдатам. Это было более гуманным решением, чем содержание их в концентрационных лагерях подобно тому, как в загонах содержат скот.
Кроме этого хозяева следили за поведением военнопленных, не давая им выступать против исламского государства. Раздача военнопленных разным людям мешала тем, тем, воевал против мусульман объединиться и нанести вред исламскому государству.
В одном из хадисов, переданных Абу Хурайрой говорится: « Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никто из вас не должен говорить: “Мой раб”, ибо все вы рабы Аллаха. Вы должны говорить: "Мой слуга или моя служанка”» (Сахих Муслим).
На тех людей, которым доставались рабы, ложилась забота о них. Хозяевам было запрещено угнетать своих рабов, они должны были кормить их тем, что едят сами, и одевать их в такую же одежду, которую носят сами. В Коране говорится: «Они дают пищу, хотя сами в ней нуждаются, бедному, не способному заработать себе на хлеб, сироте, потерявшему отца своего, и пленнику, который ничего не имеет, и говорят в душе: "Поистине, мы кормим вас, ища награды у Аллаха и не прося у вас за эту пищу ни возмещения, ни подарка, ни благодарности”» (Сура Аль-Инсан,76:8-9).
Следует отметить, что согласно законам Шариата рабы имеют статус человека, а не двуногой скотины, как это было принято в рабовладельческих государствах Древней Греции и Рима. Они не являлись в полной мере имуществом хозяина, обладали правами на собственность, могли создавать семьи. Наказание, назначавшееся рабам за нарушение шариатского законодательства? было в два раза мягче, чем наказание за такой же проступок свободного человека.
Абу Масуд аль-Ансари сообщил: «Я ударил слугу моего, когда услышал голос за моей спиной:
«Знай,о Абу Масуд, что Аллах имеет больше власти над вами, чем вы над ним”.
Я обернулся, это был Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я сказал: "ОПосланник Аллаха, я освободил его ради Аллаха”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если бы ты не сделал этого, ты был бы сожжён в аду”» (Сахих Муслим).
В результате этого гуманного обращения многие военнопленные, попавшие в руки мусульман, принимали ислам и оставались на родине своих хозяев. Из потомков рабов вышли многие ученые, богословы, имамы, государственные деятели и военные руководители.
История свидетельствует, что династии рабов-мамлюков правили целой мусульманской страной –Египтом. Среди приближенных османских султанов также было множество бывших рабов, некоторым из которых даже удавалось занимать пост Великого визиря.
В тоже время, если возвращаться к нашим дням, то события новейшей истории дали множество примеров жестокого обращения с военнопленными противоборствующих армий: содержание в концлагерях, смерть от недоедания и болезней, издевательства со стороны охранников этих лагерей, каторжный труд и просто уничтожение военнопленных без всякой причины в нарушение подписанных противоборствующими сторонами международных конвенций о военнопленных–вот что ожидало людей, которые в силу разных обстоятельств оказались в руках своих противников.
Поистине участь военнопленных Второй мировой войны была хуже участи строителей египетских пирамид, которые все-таки менялись через определенный срок и имели надежду на окончание этой тяжелой работы. История военнопленных Второй мировой войны –это история миллионов погубленных за колючей проволокой жизней, точное количество которых уже никто не сможет определить.
Ильдар Мухамеджанов