Продолжаем публикацию интервью с ректором Российского исламского института и Болгарской исламской академии Рафиком Мухаметшиным.
- Ислам на Кавказе и ислам в Поволжье – каковы сходства и различия?
Действительно в России два центра – это Северный Кавказ шафиитское крыло российского ислама, вся Центральная Россия – это уже ханафитское крыло. Они формировались в течение длительного времени, они и территориально значительно отличаются, это немного другие, различные традиции.
Когда в 922 году Ибн Фадлан приезжает в Среднее Поволжье, он был немножко не то что озадачен, может был недоволен тем, что здесь были уже ханафиты, то есть он услышав, как произносят азан (азан у ханафитов отличается от шафиитского) он говорит: почему вы так азан произносите? Необходимо учитывать что Ибн Фадлан был шафиитом.
Тогда в Багдаде шафиитский мазхаб получил распространение. В принципе, традиции в Среднем Поволжье не менялись. То есть как они распространялись по Волге, по водному пути через миссионеров, торгово-экономические отношения, поэтому мазхабические традиции на территории России они были стабильными, они этим и отличаются.
- Ислам и волжская Булгария. Приходилось ли булгарам контактировать с исламом до знаменитого багдадского посольства?
- Что касается Волжской Булгарии, безусловно, у них были торгово-экономические отношения с мусульманскими регионами. Очень интересный факт: в 921 году правитель Волжской Булгарии Алмуш пишет письмо именно халифу Аль-Муктадиру. Он обратился к халифату. Это тоже не может быть случайным. Он же не писал письмо Европе, европейским государствам. Он обратился к правителю халифата – центра исламской цивилизации.
Это тоже говорит о том, что, безусловно, торгово-экономические отношения, духовные связи через миссионеров, через купцов уже налаживались. Это объяснить не так уж и сложно, поскольку для этого периода водный путь был наиболее безопасным и дешевым. Кругом дремучие леса и поэтому вести караваны по территории Среднего Поволжья, по евразийским пространствам было опасно и практически невозможно.
Поэтому связи с мусульманскими странами у Волжской Булгарии были. И Ибн Фадлан в 922 году когда приехал, обратил внимание на то, что здесь уже работали медресе, здесь были уже не просто мечети, а соборные мечети и, в принципе, Волжская Булгария к приезду Ибн Фадлана во всех отношениях была готова принимать ислам, как государственную религию. И поэтому этот процесс происходит менее болезненно. Алмуш объявил себя правителем мусульманского государства, взял себе мусульманское имя Абдаллах и Волжская Булгария становится мусульманским государством.
- Какие последствия (дивиденды) принесло принятие ислама суннитского толка и ханафитской правовой школы ханом Алмушем?
- Что касается принятия ханафитского мазхаба, я не думаю, что были какие-то политические или другие дивиденды. Это было просто связано с торгово-экономическими, духовными связями, в первую очередь, с ханафитскими центрами. Это Средняя Азия. Средняя Азия всегда была серьезным ханафитским центром.
Мусульмане Среднего Поволжья потом и в XIX веке очень тесно общались, и не просто общались, они ездили, учились в Бухаре, в Самарканде. Кстати в XVIII веке мусульмане Среднего Поволжья ездили и на Северный Кавказ, но, скорее всего, здесь были немного другие интересы. Северный Кавказ был им интересен не с мазхабической точки зрения, а с точки зрения суфизма и суфийских традиций. И не случайно сегодня нас очень тесно связывают традиции с Северным Кавказом, у нас общие духовные учителя. Зайнулла ишан Расулев, например, татарский богослов Закир ишан Камалов, которы жил в Чистополе. То есть с Кавказом у нас были особые духовные связи.
А мазхабические традиции были больше связаны со Средней Азией. Я думаю, что кто-либо в период распространения мазхаба каких-либо дивидендов не искал.
Но вот и у правителя Волжской Булгарии были определенные мысли на этот счет. Мол, если мы перейдем в шафиитский мазхаб, возможно они нам окажут финансовую или какую-либо другую помощь, но что-то не сложилось, поскольку Волжская Булгария очень далеко от центра исламской цивилизации и здесь какого-либо территориального вхождения в халифат никогда не было. Но канонически, в принципе, они халифат признали. И поэтому от ханафитского мазхаба здесь каких-либо политических дивидендов никогда и не получали...
Рафик Мухаметшин для "ХузурТВ"