Ибн Баттута: как китайцы на своих кораблях выращивали зелень, овощи, имбирь

Ибн Баттута - путешествие длинною в половину жизни

В прошлой нашей статье мы начали рассказ о жизни Ибн Баттуты и о причинах, побудивших его покинуть родной Танжер. В этой статье мы продолжаем вас знакомить с завораживающей жизнью Ибн Баттуты, полной опасных приключений и интересных странствий.

Из Каира Ибн Баттута направился в Иерусалим, Алеппо, а затем в Дамаск, где присоединился к каравану паломников, направлявшихся в Мекку. Эти караваны были обычным явлением в исламском мире. Они состояли из мусульман: богатых и бедных, образованных и неграмотных, солдат, торговцев и ученых, которые стремились выполнить одну важную обязанность каждого мусульманина - хотя бы раз в жизни посетить Мекку и совершить Хадж.

В городах по пути их кормили и поили, укрывали от знойного солнца и давали возможность отдохнуть в специальных домах отдыха и караван-сараях, которые содержались щедрыми благотворителями. Это традиционное гостеприимство, которое в арабских странах распространяется на всех гостей, позволило Ибн Баттуте, который был небогат, путешествовать, имея небольшие средства.

Он семь раз совершал хадж в Мекку. Во второй раз он пробыл в городе три года, чтобы учиться у великих мусульманских ученых. Этому паломничеству предшествовала поездка по Персии, включая легендарную в то время столицу ислама Багдад, где он посетил общественные бани, не имевшие себе равных в мире. «В каждом заведении, - писал путешественник, - имеется большое количество ванных комнат, в каждой из которых также есть умывальник в углу с двумя кранами для подачи горячей и холодной воды. Каждому посетителю выдаются три полотенца: одно для ношения в бане, обернув свою талию, когда входишь, еще одно, чтобы носить на талии, когда выходишь, и третье, чтобы вытереться».

По окончании трехлетнего обучения в Мекке Ибн Баттута отправился в Индию, где надеялся присоединиться ко двору могущественного и щедрого султана Дели. К этому времени он взял за правило «никогда, по возможности, не использовать дважды один и тот же путь». Он отправился в Джидду, ближайший порт Мекки, где отказался садиться на судно, которое считал небезопасным. «Это было Божьим промыслом, - вспоминал он, - случилось кораблекрушение, он затонул в открытом море, и очень немногим удалось спастись».

Пройдя через Египет, Сирию, Малою Азию и Золотую Орду (территории современной России), Ибн Баттута наконец добрался до Дели, где он оставался на службе у султана в качестве кади в течение восьми лет. По истечении этого времени султан позвал его. «Я отправляю вас в качестве моего посла в Китай, - сказал он, - потому что я знаю вашу любовь к путешествиям».  Поездка должна была стать незабываемой. 

Едва Ибн Баттута покинул Дели, как попал в плен к враждебным индийцам. Они задумали его убить, но один из молодых людей сжалился над ним и помог сбежать. После побега ему пришлось восемь дней укрываться в сельской местности, питаясь одними корнеплодами и орехами.  Наконец Ибн Баттута воссоединился со своей группой и отправился в Калькутту - торговый порт на окраине Индии, из которого планировал отплыть в Китай.

«Мы вошли в гавань с большой помпезностью, подобную которой я никогда не видел в тех странах, - отмечал он, - но эта была радость, за которой последовали беды». Затем он описывает большие китайские корабли - джонки, монополизировавшие перевозки в Китай.

У джонки было три мачты и до двенадцати парусов, которые «никогда не опускались, а поворачивались по направлению ветра». Один такой корабль обычно сопровождали три более маленьких судна, чтобы при необходимости буксировать его. Джонку можно смело назвать океанским лайнером четырнадцатого века. Там даже имелись свои свежие продукты: «У моряков, - отмечает Ибн Баттута, - дети живут на борту корабля, и они выращивают зелень, овощи и имбирь в деревянных ящиках».

Продолжение следует...

___________________________

Примечание: статья подготовлена на основе материалов Aramco World

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle