«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
После экскурсии в музей эмир пожелал познакомить меня с Багдадом. Мы сели в автомобиль эмира и первым делом отправились отдать дань памяти Мухитдину аль-Араби (1165-1240), крупнейшему мусульманскому богослову и теоретику суфизма. Его еще называют «аш-шайх аль акбар» - «величайший учитель». Возле кладбища возведена большая мечеть. Недалеко от нее похоронен и сам Абдулкадир аль-Джазаир, о котором я писал ранее. Здесь же покоятся останки брата эмира Сагида, павшего смертью мученика в период междоусобицы среди арабов после первой мировой войны. О его личности во время моей поездки я много слышал. Нельзя без волнения и уважения говорить об этих людях, которые прилагали все возможные усилия для восстановления теплых дружеских отношений между арабами и турками. Мне удалось также ознакомиться с некоторыми историческими документами. Мы прочитали суры из Благородного Корана. Далее мы поехали осмотреть на окраину города, чтобы осмотреть дворец эмира, построенный в мавританском стиле. Дворец поразил нас своим великолепием и совершенством.
Во время своего пребывания в Дамаске я намеревался выступить с лекцией о положении мусульман в России. Однако, по совету своих друзей мне пришлось отказаться от мероприятия, так как французская администрация весьма настороженно отнеслась к этой затее. К тому же об этом мне прозрачно намекнули во время приватной встречи в узком кругу. Возможно, желая несколько сгладить эту неловкость и поддержать меня, эмир Сагид устроил торжественный прием, на котором присутствовали известные деятели и крупные ученые города. Наше общение длилось около четырех часов и мне, кажется, удалось многое передать из того, что я планировал сообщить в своей лекции. На следующий день я должен был покинуть Дамаск и направиться в Бейрут.
Следует подчеркнуть, что Бейрут сыграл заметную роль в период Возрождения нашего народа. Как известно, в начале века значительная часть нашей молодежи, которая стремилась получить достойное образование, перебралась в Турцию. В свое время все они обучались в духовных учебных заведениях, медресе России и по возрасту не имели возможности поступать в русские гимназии и школы. Ясно и то, что эти молодые люди не находили теплого и дружеского приема в этих учебных заведениях, да и во всей России не было таких вузов, которые могли бы утолить их жажду знаний. Турецкие институты и университеты удовлетворили их потребности в науках, после обучения эти молодые люди возвратились на родину и сыграли большую роль в преобразованиях в просвещении и культуре татар.
Часть наших соплеменников отправилась в Бейрут и поступила в колледжи, организованные миссионерами, в совершенстве овладела английским языком и через него познакомилась с европейской литературой и культурой. Примеров тому как наши парни до войны завершив свое образование в элитарных учебных заведениях востока вернулись в родные пенаты и стали известными людьми можно привести бесчисленное множество. Среди них я могу назвать Нияза Максуди, который принимал деятельное участие в преобразовании школ и медресе, Абдуллу Сулеймани - шариатского судью, Камала Лукман бека – инженера-нефтяника и многих других, слава о делах которых осталась надолго в памяти народной.
Бейрут мне дорог еще тем, что в ответ на мое послание о положении мусульман в большевистской России, муфтий города зачитал мое письмо во время пятничного намаза перед многочисленными прихожанами в Священный Рамадан и совершил ду’а, посвятив ее скорейшему избавлению от атеистического гнета и преследований собратьев по вере. Мне предстояло отблагодарить муфтия за это. Именно, исходя из этих соображений, я никак не мог не побывать в этом замечательном городе. Да к тому же здесь проживало множество моих новых знакомых и единомышленников из числа выдающихся арабских общественных и религиозных деятелей, с которыми мне посчастливилось познакомиться во время работы Всемирного мусульманского конгресса.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.