«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
Мое пребывание в Египте затянулось, а так как на родине у меня скопилось множество неотложных дел, я попросил моих новых друзей и знакомых помочь мне быстрее завершить работу и подготовиться к поездке домой. Мне теперь предстояло проехать через Палестину в Сирию, затем погрузиться в пароход и через Италию добраться в Европу. Мой товарищ Сагид Шамиль бек взвалил на себя обязанность по подведению итогов всей моей деятельности в Каире. Теперь у меня было множество связей среди египтян и не представлялась возможность нанести им всем прощальные визиты. Я принял решение опубликовать в газетах свое благодарственное письмо за оказанный мне теплый прием. После этого я отправился в путь. Мне предстояло через городок Кантара проехать до Суэцкого канала и попасть на территорию Палестины. Для чего мне понадобилось получить дополнительную английскую визу.
Дорога предстояла весьма продолжительная, я должен был пересечь несколько государственных границ, а получение виз стоило больших материальных затрат. Я воспользовался своим журналистским правом, которое давало возможность получение бесплатной визы, однако это право было не везде. В английском консульстве я привычно протянул свои документы и заявил, что имею право на бесплатную визу. Таможенный чиновник повертел в руках мой турецкий паспорт и сказал, решение о выдаче мне визы будет принято завтра, но при этом твердо заявил, что она ни при каких условиях не может быть бесплатной. На мой вопрос о ее стоимости, он сказал, что не менее семи долларов. Так как мне хотелось вновь побывать в Куддесе и ознакомиться с делами избранного на Международной мусульманской конференции Исполнительного комитета, а также осмотреть только что возведенный рядом с Яффой еврейский город Тель-Авив и встретиться со своим земляком Абдуллой Тимиром, который проживал в Хайфе, то помимо своего желания пришлось раскошелиться и приобрести английскую визу. Проводить меня пришли мои многочисленные египетские друзья и нам было немножко грустно расставаться. В связи с тем, что билеты на пароход из Александрии в Яффу или Александрии в Хайфу стоили немалых денег, да и сама дорога заняла бы много времени, я решил воспользоваться железной дорогой. А так как дорога, связывающая Египет с Палестиной была единственной, то мне пришлось отправляться по тому же пути, по какому я прибыл в Каир.
Переправившись по Суэцкому каналу, я прибыл в Кантару, где находилось совместная египетско-английская таможня. В тот период происходила девальвация английской валюты, тот же процесс происходил и с лирой Палестины и Египта, которые были сильно привязаны к денежной единице Великобритании и, напротив, возрастала цена на золото. Это в свою очередь позволяло нечистым на руку людям скупать у населения за бесценок золотые изделия и переправлять его за границу. Правительство Египта ввело строгий запрет на спекуляцию драгметаллом, а потому досмотр и проверки на таможнях стали очень строгими. Обо всем этом я вычитал из газет и, явившись на таможню, тут же заявил, что чиновнику что являюсь членом Исполнительного комитета всемирного мусульманского конгресса и передал ему свою визитку. А он, даже не затруднившись ознакомиться с ней в свою очередь показал ее начальнику. Этот господин лично явился ко мне и произнес по-арабски «тафаззуллу», что означало «добро пожаловать!».
Это позволило мне не представлять на досмотр мой багаж и более того, за мной был закреплен сотрудник таможни, который помог мне беспрепятственно пройти все формальности. В мановение ока была получена виза и оформлен паспорт и я одним из первых пассажиров занял свое место в вагоне. Для меня, мусульманина и представителя мусульманских организаций, натерпевшегося из-за этого многих издевательств и унижений, столь уважительное отношение было необычно и доставило удовлетворение. Во мне укрепилось убеждение, что в некоторых странах еще ценят «мусульманские традиции» и уважительно относятся к слугам мусульманского общества. До отъезда оставалось еще много времени и я пожелал вновь взглянуть в глаза того таможенного начальника, который так почтительно отнесся к моей скромной персоне. Дальнейший путь проходил спокойно и размеренно, однако по той причине, что вагоны устроены слишком неудобно, возможности выспаться не было. Прибыв ранним утром в Яффу, я с трудом устроился в гостиницу.
Приведя себя в порядок, я заказал такси и отправился в Куддес. Цель моей поездки заключалась в том, чтобы побывать в Исполкоме состоявшегося конгресса, а также убедиться лично какие решения они обнародовали, а также установить связи с его членами. Я встретился с председателем Исполкома муфтием Эмином аль-Хусейни и имел с ним продолжительную беседу. Мы стали очевидцами той оживленной работы, которая проводилась с материалами конгресса. Здесь шла подготовка к изданию отдельными брошюрами выступлений и его решений, осуществлялся их перевод на разные языки. Я воочию убедился, что идет активная работа по пропаганде идей, высказанных в ходе мусульманского конгресса, происходит становление совершенно нового института Ислама на мировой арене. Мне стало очевидно насколько были лживы заявления некоторых политиков – противников проведения Всемирного мусульманского конгресса, утверждавших о неспособности мусульманской уммы к объединению и конструктивной работе. Я склонил голову перед верховным муфтием Палестины Эмином аль-Хусейни, который взял на себя всю ответственность и организовал этот конгресс.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.