Фетвы татарских ученых начала XX века: вечна ли душа?

Вопрос: 

В религиозной литературе часто упоминается о бренности души, о том, что она не вечна, а как трактует Шариат данный вопрос? Не противоречит ли тезис о вечности души 26 аяту суры «ар-Рахман», в котором сказано: «Все на ней (земле) смертны»?

Ответ:

Во многих священных аятах и благородных хадисах говорится о том, что после смерти человека его душа продолжает существовать и это является свидетельством ее вечности. К примеру, в 28 аяте суры «аль-Фаджр» сказано: «Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!», в 169-170 аятах суры «аль Имран»: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые пали на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому что Аллах даровал им по Своей милости», в 154 аяте суры «аль Бакара»: «Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого» и в хадисе «Души муэминов на седьмом небе и они лицезреют свои обиталища в раю».

Вечность души не противоречит аяту о том, что «Все в этом мире тленно». Потому что из данного аята становится ясно, что все земное бренно. А душа – нечто неземное, она представляет небесную сущность, она возвышенна. Про определении ее уместно будет характеризовать ее как нечто неизведанное или легчайшая материя, а еще лучше как чистейший самородок – драгоценный камень, во всяком случае в этих метафорах есть намек на ее внеземную сущность. Среди улемов есть разногласия в вопросе о сути души, однако в ее вечности ученые-богословы едины. Во многих богословских книгах, авторами которых являются выдающиеся ученые, философы и  религиозные деятели, вечность души признается и не вызывает сомнения. Даже немногочисленные сторонники нового направления в философии, занимающиеся проблемами спиритизма, пытаются экспериментально доказать о существовании мира, в котором обитают духи.

И только материалисты пытаются убедить нас в том, что душа подобно дымке, после смерти человека как и его тело разлагается и уходит в небытие, однако истинная философия не приемлет такое объяснение. Религия и истинная философия утверждают, что после смерти человека его душа покидает тело и возвращается в обиталище душ, где остается по воле Всевышнего.

Многие улемы вели исследования по данному вопросу. Один из них Валиулла Ад-Дехляви писал в своей книге «Худжатуллахи аль-Балига» («Убедительные доводы Аллаха»): «Душа, словно легчайшая дымка, присутствует в самой природе человека, как бы исходя из его сердца и распространяясь по всему телу. Чувства и силы, приводящие в движение тело, порождены этой дымкой. Состояние здоровья и жизнедеятельность организма также зависят от нее. Она также оказывает влияние на продолжительность жизни и ее окончание. (В литературе также встречаются такие определения как «животворный дух», «эфирное вещество»).

Внешне душа кажется только «легкой дымкой», однако в реальности она нечто большее, при более тщательном взгляде она служит обиталищем для самой души. Отдельные этапы  в жизни каждого такие, как детство, отрочество, зрелые годы и перемены  во внешнем облике и организме  человека, несомненно, имеют свое отражение и в духовном состоянии лица.  Характеристики изменяются, но суть человека остается прежней. Личность его рождения до самой смерти не меняется. И тело, и темперамент, а также сама природа человека в зависимости от обстоятельств его жизни вместе с этой дымкой претерпевают изменения. И все же остается неизменной его душа, которая определяет характер и личность человека. В действительности, сама личность человека суть этой души, которая связана с телом и место ее именно в теле человека.

При наступлении смерти, душа, с последним вздохом по причине угасания естественного тепла тела, покидает его и это состояние называют смертью. Истинный святой дух подобно воздуху неотделим от души и благодаря своим чудесным свойствам, не растворяется в пространстве, а в определенной мере сохраняется. Это можно сопоставить с опытом, когда из сосуда при помощи специальных приборов выкачивается воздух. Наступает такой момент, когда в сосуде получается вакуум и посудина лопается. Этот опыт показывает тайную природу воздуха. Как и в рассмотренном опыте душа по причине смерти покидает тело, но в силу своих чудесных  свойств не растворяется в пространстве, а сохраняется в определенном объеме. Она помещается в так называемом ином измерении, то есть в «’аляме мисля» - между миром видимых и ощущаемых предметов и мире, который для нас невидим и неощутим. Душа обладает силой и стойкостью, которые дарованы ей вместо слуха, зрения и речи. Она также способна отличить свет и темень. В таком состоянии она будет пребывать в «’аляме мисля»  до тех пор, пока ангел Исрафил не протрубит в свой рог».

из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1915 год №8

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle