Фетвы татарских ученых начала XX века: можно ли женщинам заниматься верховой ездой?

Вопрос:

В народе бытует мнение, что Всевышний будет проклинать тех женщин, которые вознамерятся взобраться на седло. Встречается ли среди хадисов нечто подобное? Наши единоверцы-казахи говорят, что им приходится кочевать со стадами в горной местности, где телеги и повозки не практикуются и весь скарб перевозится на вьючных животных. Женщины также вынуждены передвигаться верхом на лошадях. Насколько согласуется это утверждение или здесь применимо правило, согласно которому «в тех случаях, когда иного не дано, запретное временно разрешено». В беседе с моим знакомым он рассказал, что его 12 летний сын увлекается верховой ездой и достиг в этом большого мастерства. Известно изречение Лукмана Хакима, наставлявшего своего сына о том, что «вместе с науками изучай и адабы, а если есть возможность, научись скакать на лошади и стрелять из лука». После чего мой знакомый поинтересовался, а можно ли обучить верховой езде и дочь? Дозволено ли это по Шариату? Вопрос этот поставил меня в тупик. Что вы посоветуете?

Ответ:

Знаменитый знаток хадисов Али аль-Кари на 64 странице своего трактата «Маузу’ат кюбра» пишет: «Хадис о том, что Аллах будет проклинать  женщин, которые оседлают лошадь, не имеет каких-либо оснований». В иных сборниках хадисов нам данное высказывание не встречалось. Исходя из этого очевиден вывод, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) об этом не говорил. По Шариату женщины должны придерживаться правил, согласно которым тело их должно быть прикрытым и они должны остерегаться случайного открытия. Даже если рассматриваемое здесь высказывание не является хадисом, должно приниматься во внимание правило установленное Шариатом.

Ведь известно, что во время верховой езды возможно открытие аурата, что противоречит нормам Шариата. Из этого не следует понимать, что тем самым ущемляются права женщин и наносится им ущерб. Права, данные им по Шариату весьма широки. Ведь Шариат не только дает им право получать образование, заниматься домашним хозяйством, расширять знания по воспитанию детей и содержанию семьи, а также заниматься профессиональной подготовкой, но и дает указание на все это. В вопросах прикрытия тела правила Шариата исходят из разумной целесообразности.

Требование ходить в хиджабе относится к истинно чистым женщинам, а хукм о соблюдении правил прикрытия касается всех мусульманских женщин. В последние годы наблюдается пренебрежительное отношение к некоторым требованиям Шариата, в том числе и по вопросам прикрытия тела женщин. Кстати, по канонам Шариата женщины во время совершения намаза при исполнении поясного и земного поклонов руководствуются определенными правилами, дабы избежать открытия тела. Конечно, все зависит от уровня религиозного воспитания и образования, а в особенности обучения подрастающего поколения.

В заключение, еще раз подчеркнем, что если нет в этом острой необходимости, прекрасной половине нецелесообразно заниматься верховой ездой, а когда такая необходимость возникнет, естественно, бывают и исключения из правил.
                            
из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1913 год №22

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle