Династия купцов Апанаевых: чем они прославились?

В книге выдающегося богослова Ш.Марджани «Мустафадель-ахбар» имеется глава, в которой перечисляются старинные мечети Казани. Ученый описывает историю их возведения. Среди прочих упоминается восьмая мечеть Новотатарской слободы или, как тогда ее называли в народе, «розовая», «третья» или «невысокая мечеть» (нынешний адрес: ул.М.Гафури, д.67. В настоящее время там расположено медресе имени «1000-летия принятия Ислама») Шигабутдин хазрат приводит следующие сведения: «Здание построено в 1223/1808 году казанским торговцем Мусой ибн Исмагилом ибн Апанаем на деньги, унаследованные его дочерью Зубайдой, которая скончалась, выйдя замуж за хаджи Тимерфулада ибн Мусу ибн Якуба ибн Ишмамета». Далее сообщается, что сам хаджи отошел в мир иной в 1268/1851 году, то есть пережил свою суженую на 43 года.

Вот с такой печальной ноты начинается история храма Аллаха.  Нас заинтересовала личность самого купца Мусы Апаная, увековечившего свое имя на века, таким вот необычным образом. К слову, фамилия Апанаевых довольно часто встречается, когда мы знакомимся с достопримечательностями Казани. Как известно, в нашем городе имеется Апанаевская мечеть, добротные старинные особняки, находившиеся в собственности наследников этого рода.

Кто они и чем прославились? Откуда ведет свое начало этот древний и богатый купеческий род? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Из дошедшего до наших дней шэжере-родословного древа известно, что родоначальником этой знаменитой династии является мастеровой-кожевенник Амат, живший в середине XVII века. Его сын Ханбулат и внук Айтулла поселились в селе Янбулат Лаишевской волости. Там они выделывали кожи, торговали и крестьянствовали. Развернулся в делах торговых Утяк, сын Айтуллы, а сын Утяка Ярмэк уже писался купцом. Не единожды ездил Ярмэк в Казань с товарами, обзавелся знакомствами и продав дом, перебрался в Казань и поселился в Татарской слободе. Благодаря природной смекалке и предприимчивости он быстро освоился в городской среде и основал свою торговлю. Как было принято среди торговых людей того времени, выходцы из села, выбившиеся в купеческое сословие, первым делом на самом видном месте своих апартаментов крепили к стене изношенный лапоть в назидание своим потомкам о том, чтобы помнили о своем происхождении и, как говорится, не очень-то «задирали нос». Очевидно, именно так и поступил Ярмэк абзый, как человек, знающий цену трудовой копейки, бережливый и весьма богобоязненный. Своего сына Ярмэк назвал Апанаем и от которого, собственно, и пошли Апанаевы.

Свое состояние Апанаевы сколотили на торговле пушниной, мясом и шерстью. На знаменитом Сенном базаре они держали лавки, лабазы, а также первоклассные нумера «Апанаевского подворья».

Большую известность приобрел Исмагил (1715-1794) Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников тем, что был пытлив, самостоятелен и предприимчив. Когда в 1763 году вышел указ о разрешении  татарским купцам торговать по всей империи, Исмагил одним из первых купцов Казани установил связи с Нижним Новгородом, Самарой, Вяткой, Астраханью, Ростовом, Москвой и Санкт-Петербургом. После рождения сыновей, Мусы и Юсуфа, Исмагил выстроил на Захарьевской (ныне Каюма Насыри,37) - каменный дом о двух этажах (третий этаж надстроен уже в советские времена), который цел и поныне. Именно в этом доме в 1766 году и родился будущий купец первой гильдии Муса Апанаев. А когда в 1782 году в Казани была учреждена Татарская ратуша, стал Исмагил Апанаев городским головой всех казанских татар: должность выборная, почетная и равная должности городского головы русской части города.

Умер Исмагил Апанаев в 1794 году в возрасте 79 лет, оставив дела торговые двум своим сыновьям, Мусе и Юсуфу.

Сыновья Исмагила явились родоначальниками двух больших ветвей дома Апанаевых. От Юсуфа, младшего сына Исмагила, пошла купеческо-промышленная ветвь Апанаевых. Сын Юсуфа Исхак завел большой по тем временам мыловаренный завод в Плетенях. От Мусы же пошли купцы и потомственные почетные граждане города. Сам Муса владел двумя «юфтяными» заводами - так раньше звались кожевенные производства, один из которых производил до 13 тысяч кож в год. Муса Апанаев - богатейший купец-промышленник, он был еще и крупнейшим в городе благотворителем, что, похоже, вообще было характерно для всех Апанаевых. На средства Мусы содержалась вторая приходская мечеть. Посему звалась сия мечеть, да и доныне зовется Апанаевской. А еще помогал Муса Апанаев бедным мусульманам деньгами и продуктами, особенно в дни празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Умер Муса Апанаев в 1862 году на 65-м году жизни. На его могильном камне  можно прочитать надпись в арабской графике: «Бог вечен и бессмертен! В тысяча двести сорок втором году в девятнадцатой месяца Раджаба (день), Муса сын Исмагила Апанаев на шестьдесятом году от рождения отправился от мира бренного в вечный мир. Мы принадлежим Богу и к нему возвратимся».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Социальные комментарии Cackle