День Арафа (день стояния на горе Арафат) знаменует собой кульминацию хаджа. На протяжении сотен лет паломники собирались на равнине, моля Всевышнего Аллаха о прощении.
Мы собрали воспоминания о Дне Арафа разных паломников, которые охватывают временной период в восемь веков и территорию четырёх континентов.
Абу аль-Хусейн Ибн Джубайр был учёным и поэтом XII века из Испании и совершил хадж в 1183 году. В своих записях он оставил следующие сведения:
«На следующее утро множество людей заполнило равнину, больше, чем мог припомнить кто-либо из живущих… Лично я не верю, что со времён Харуна аль-Рашида, последнего халифа, совершившего паломничество, было такое скопление мусульман. Да дарует им Господь неприкосновенность и милосердие.
Люди стояли в слезах во время молитв, моля Бога о пощаде. Крики «Аллах акбар! Бог велик!» поднялись в воздух. Это был день, не имеющий себе равных в плаче и раскаянии, когда шеи склонялись в благоговейной покорности и смирении перед Богом».
В 1575 году европеец, возможно, итальянец, отправился в хадж вместе с египетским караваном. Его рассказ впоследствии появится в книге Ричарда Хаклуита «Основные плавания, путешествия и открытия английской нации» (1599):
«...Гора Прощения (Арафат), которую скорее следовало бы назвать небольшим холмом: она низкая, маленькая, восхитительная и приятная, – окружена самой красивой равниной, которую когда-либо можно было увидеть человеческими глазами. Похоже, природа проявила там всю свою хитрость, сделав место под горой Арафат таким широким и удобным».
Примерно в 1685 году порабощённый англичанин Джозеф Питтс отправился вместе со своим хозяином в хадж. Некоторое время спустя он обрёл свободу. Позже, написав книгу о рабстве, он включил в неё рассказ о совершённом хадже:
«Это было зрелище, действительно способное пронзить сердце: ты видишь тысячи людей в одинаковых одеждах с обнажёнными головами, залитыми слезами, и слышишь их тяжкие вздохи и рыдания, искренне просящие прощения за свои грехи и желающие начать новую жизнь. И так продолжалось в течение четырёх или пяти часов…»
Доминго Бадиа-и-Лейблих был испанским дворянином и мусульманином, издававшим свои работы под псевдонимом Али Бей аль-Абасси. Хадж он совершил в 1807 году и оставил на память потомков мемуары:
«Именно здесь (Арафат) можно наблюдать грандиозное зрелище с участием паломников-мусульман – бесчисленная толпа людей всех наций и всех цветов кожи, прибывающих с самых крайних точек земли, преодолевая тысячи опасностей и сталкиваясь с трудностями разного рода, чтобы вместе поклоняться одному и тому же Богу… Нет, нет ни одной религии, которая представляла бы чувствам зрелище более простое, трогательное и величественное!»
Швейцарский исследователь Джон Льюис Буркхардт отправился в хадж в 1814 году, подробно описав его в «Путешествиях по Аравийскому Хиджазу»:
«Пожалуй, нет такого места на Земле, где в таком небольшом пространстве звучало бы такое разнообразие языков. Я насчитал около сорока и не сомневаюсь, что их было гораздо больше. Мне показалось, что я в святом храме, только для путешественников...»
Джон Ф. Кин был англичанином, родившимся и выросшим в Индии. Хотя он и не был мусульманином, но совершил хадж в 1877 году, изложив впоследствии свои впечатления о шестимесячном пребывании в Хиджазе:
«Когда я посмотрел вниз на огромную толпу, серое колышущееся море чёрных голов и белых тел, простирающееся со склонов холма, и вспомнил далёкие страны, из которых они пришли и что их привело, невозможно было сдержать чувство благоговения. Это заставляло задуматься. Неужели всё это бесполезно, и вся эта вера напрасна? Если так, то этого было достаточно, чтобы заставить человека потерять веру во всё подобное».
Новообращённый еврей, путешественник и интеллектуал Мухаммад Асад совершил паломничество в 1927 году, написав об этом в книге «Дорога в Мекку»:
«...Равнина Арафат, на которой все паломники, приезжающие в Мекку, собираются один день в году как напоминание о том Дне, когда человеку придётся ответить своему Создателю за всё, что он сделал в жизни. Как часто я сам стоял там с непокрытой головой, в белом одеянии паломника среди множества одетых в белое мусульман с обнажёнными головами. Наши лица были обращены к Джабаль аль-Рахме – Горе Милосердия, которая возвышается над обширной равниной. Я стоял и ждал до полудня, размышляя о том неизбежном дне, Дне Суда…
И когда я стою на вершине холма и смотрю вниз на невидимую равнину Арафата, залитая лунным светом голубизна пейзажа передо мной, такая недвижимая минуту назад, внезапно оживает и наполняется голосами миллионов мужчин и женщин, которые ходили или ездили между Меккой и Арафатом на протяжении многих лет…»
Новообращённый мусульманин и британский государственный служащий Гарри Сент-Джон Филби был другом короля Абд аль-Азиза ибн Сауда и совершил хадж вместе с королевской семьёй в 1931 году. Вот что он оставил в своих записках:
«Прихожане время от времени давали волю слезам, вспоминая о последнем паломничестве Пророка ﷺ в 632 году. Рядом со мной шёл пожилой индеец, сотрясаемый рыданиями, и я начал чувствовать вместе со своими собратьями по вере торжественность происходящего. Это удивительно – совершенная вера, распространившаяся далеко за пределы Аравии, стала путеводным светом для миллионов людей…»
Американский журналист и писатель Майкл Вулф совершил паломничество в 1990 году, через три года после принятия ислама. Он написал об этом в своей книге «Хадж: паломничество американца в Мекку»:
«Во время Арафата я понял, что хадж стал слишком «большим», чтобы выразить его значение словами. Он превосходил словесные рамки, в которые мы помещаем вещи. Это необычное ощущение было повсюду, сбивая с толку разум, открывая сердце…
Если Арафат был генеральной репетицией Судного дня, то одно казалось несомненным: там никто не будет одинок. Толпы людей на дороге сверкали, как фигуры из двух миров. Хадж сейчас был самым неземным, чем-то между реальным и символическим…
У холма эмоции накалились ещё сильнее. По пути туда я миновал дюжины филиппинских женщин. Они плакали. Дальше у дороги в задумчивости стоял рассеянный казахский паломник с блестящей бородой, окрашенной хной. На сам холм поднималось множество мусульман. Чем ближе я подходил, тем быстрее меня покидали какие-то мирские заботы, а благоговение завладевало мной без остатка».
Все фото: sacredfootsteps.org