У всех без исключения народов мира есть свои национальные системы силовых единоборств, которые были призваны быть «школой мужества» для мужской части населения, подготавливая его к применению силы в тех ситуациях, когда это требовалось для защиты своего родного очага, имущества, родных или интересов племени.
Мусульманские народы здесь не являются исключением. Силовая борьба как сочетание элементов игры и силового единоборства и являвшаяся первой ступенью подготовки полноценного мужчины – воина племени, является неотъемлемой частью культурного наследия разных народов, населяющих различные мусульманские страны.
Персидский автор Хуссейн Ваз-и-Кашфи, живший в XV-XVI писал: «Знай, что борьба – искусство похвальное и ценимое царями и правителями; и каждый занимавшийся им проводил жизнь разумно и справедливо. Если спросят, от кого осталось это искусство, скажу: от детей пророка Якуба, мир ему, ибо Якуб знал науку, обучал своих сыновей и говорил: знайте, что эта наука пригодится вам для отражения врага и сказал: одним из четырехсот сорока искусств, которым владел Адам, мир ему, было это».
Региональные системы борьбы, конечно же, различаются, но и имеют между собой много общего.
Так, например, в племенах бедуинов очень большое внимание уделялось развитию в мальчиках выносливости, силы и храбрости, умения стойко переносить физические страдания и это понятно: жизнь в пустыне – не сахар и сопряжена со значительными трудностями.
Борцовские поединки даже запечатлелись в народном творчестве: «…И он поднялся, кинул оружие, подобрал полы и подошел к Кан-Макану, и тот тоже подошел к нему, и они стали перетягиваться, и бедуин увидел, что Кан-Макан превосходит его и перетягивает, как кантар перетягивает динар. Он посмотрел, твердо ли стоят на земле его ноги, и увидал, что они точно два врытых минарета или вбитые палки, или горы, вросшие в землю, и тогда он понял, что руки его коротки, и раскаялся, видя, что скоро будет повержен, и сказал про себя: "О, если бы я сразился с ним оружием!"
А потом Кан-Макан схватил его и, справившись с ним, потряс его, и бедуин почувствовал, что кишки рвутся у него в животе, и закричал: "Убери руки, о молодец!" Но Кан-Макан не обратил внимания на его слова и встряхнул его, поднял с земли и направился с ним к реке, чтобы кинуть его туда». (Повесть о царе Омаре ибна ан-Нумане. «Тысяча и одна ночь»).
Чрезвычайно популярна борьба у различных народов Афганистана. Некоторые даже говорят, что борьба – любимое времяпрепровождение пушутуна. Традиционная борьба пуштунов называется «пахлавани». По стилю она напоминает вольную борьбу с различными захватами и бросками через бедро, с захватом руки и головы, подножками и подсечками. Разрешены также захваты за одежду. Для победы необходимо уложить противника на лопатки и зафиксировать в этом положении.
У народов Средней Азии так же были свои национальные виды борьбы, под общим названием «куреш»,(«курес», «гореш») которые входили в систему подготовки воинов-батыров.
Наиболее сильными борцами считались представители кочевых племен.
Соревнования проходили обычно в дни больших праздников. Победителя ожидал денежный или иной приз. Перед состязанием по старинной традиции глашатай вызывал на ковер любого, кто готов вступить в схватку.
Состязания могли начинать дети 8-12 лет. Затем наступал черед взрослых.
Перед схваткой борцы съедали по кусочку специального кушанья (обычно жареной баранины), приготовленного специально для них. Тем самым они символизировали свои мирные намерения.
Также, демонстрируя свое дружелюбие, победитель протягивал руку и помогал встать побежденному. Категорически запрещалось переступать через поверженного противника, что воспринималось представителями рода побежденного как кровная обида.
Борцы обязаны были соблюдать своеобразный моральный кодекс. Им предписывалось быть богобоязненными, соблюдать законы шариата, постоянно тренироваться, поддерживая силу в своем теле, быть воздержанными на язык, быть храбрыми, воздерживаться от запретного и побуждать к одобряемому.
Таджикская народная борьба называется «гуштингири», что собственно и означает «борьба». Для нее характерны различные броски и зацепы; есть и удушающие приемы и удары по биологически активным точкам.
В узбекском «куреше» активно используется пояс. В «курешепо ферганским правилам» не применяются подножки, а в «куреше по бухарскими правилам» они – допустимый элемент.
У туркмен есть свой «гореш», который, в общем, представляет собой борьбу на поясах, а есть еще «хивинский гореш», в котором разрешены разные виды захватов.
Киргизский «курош» разделяется на два вида – борьба с подножками и без них.
Казахский «курес» - так же борьба на поясах.
В 1862-78 годах после подавления в Китае дунганского восстания на территорию современных Киргизии и Казахстана переселились дунгане – китайцы, исповедующие ислам. Они принесли с собой знания китайских боевых искусств, прежде всего ушу. Уйгуры, также спасавшиеся от преследований китайцев, принесли с собой в Туркестан боевое искусство под названием «Кульсинат», также испытавшее на себе сильное влияние китайского ушу.
В настоящее время секреты народной борьбы народов Средней Азии в значительной мере утеряны из-за того, что в СССР в попытках унификации различных систем силовых единоборств разных народов профессиональные тренеры во множестве внедрили в них приемы из греко-римской, вольной борьбы и дзю-до. Некоторые виды силовых единоборств в советское время были и вовсе запрещены.
В любом случае, схватки степных батыров из разных племен, напоминавшие театральные представления и нередко «спонсировавшиеся» племенной знатью, казалось, канули в прошлое.
Однако старинные силовые забавы обрели второе дыхание после получения бывшими республиками СССР независимости.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.