Мусульмане веками мирно жили в Грузии, в стране с большинством православных христиан, которая считает себя толерантной ко всем конфессиям. В настоящее время в стране проживает более 400 тысяч мусульман, что примерно составляет до 10 процентов от всего населения страны.
Самая большая мусульманская община Грузии – это азербайджанцы, которые компактно проживают в трех районах юго-западной Грузии, граничащих с Азербайджаном, и в 2002 году их насчитывалось более 280 тысяч человек. Некоторые из них шииты, а другие являются суннитами и придерживаются ханафитского мазхаба. На востоке и северо-востоке страны также есть более малочисленные общины чеченцев и аварцев.
На юго-западе страны на границе с Турцией есть особый регион – Аджария, здесь около 30 процентов этнических грузин-аджарцев следуют исламу, и большинство из них живет в ее высокогорье. В 2002 году их насчитывалось более 100 тысяч человек. Также аджарцы компактно живут в местечке Чела, куда они были переселены из Аджарии в 1980-х годах. Вместе с аджарцами в этом регионе живет еще одна мусульманская община – турки-месхетинцы.
В нашей статье мы более подробно остановимся на аджарцах. В Аджарию ислам пришел в XVI веке, когда эта часть Грузии вошла в состав Османской империи. Поэтому можно сказать, что ислам пришел в эти земли довольно поздно. Практически все без исключения мусульмане Аджарии являются суннитами и придерживаются ханафитского мазхаба. Однако суфизм встречается редко, несмотря на его широкое распространение среди турков и среди других мусульман Грузии.
По большей части аджарцы традиционно считали себя «грузинами», их родным языком оставался грузинский. Этнолингвистические связи преобладали над религиозными связями. Однако в период османского владычества турецкие власти добились определенных успехов в изменении политической идентификации.
Во времена османов в Аджарии не было религиозных высших учебных заведений. Вместо этого детей аджарской знати часто отправляли в религиозные школы Турции и в другие мусульманские страны.
У большинства аджарцев были лишь ограниченные возможности выучить турецкий или арабский язык, поэтому большинство продолжало говорить по-грузински. В Батуми, столице Аджарии, было одно медресе, объединяющее начальные и средние школы, где обучение велось на арабском и османском языках. Во втором по величине городе Аджарии, Кобулети, где в конце XIX века население почти полностью состояло из грузиноязычных, было еще одно медресе, где опять же преподавание велось на арабском и османском языках.
Позже после Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Аджария была передана России и присоединена к другим грузинским территориям. Тем не менее, аджарцы продолжали чувствовать привязанность к Турции и исламу – иногда в оппозиции к православным грузинам и русским.
В 1921 году по Карскому договору между Турцией и Советской Россией была создана автономная Аджария для защиты местных мусульман. Аджария стала одним из двух автономных образований в Советском Союзе, созданных не по этническому, а по религиозному признаку.
Вторым таким регионом можно считать Еврейский автономный округ на Дальнем Востоке. Когда агрессивный советский атеизм удалил религию из общественной сферы, этническая принадлежность стала главной опорой идентичности аджарцев. Перестройка и гласность ознаменовали возвращение христианства и ислама.
Первая – это чисто религиозные ритуалы, такие как ежедневный намаз, чтение Корана, благотворительные пожертвования (в различных формах), жертвоприношения (курбан), и празднование дня рождения Пророка (с.а.с). Этот праздник, называемый мавлюд или зырк, в разных частях мусульманского мира отмечается по-разному и в разные дни. В Аджарии во время мавлюда принято посещать могилы родственников и праздновать важные события в жизни семьи.
Вторая – это исламизированные аджарские традиции, где сильно чувствуется влияние прежних верований аджарцев. Сюда можно отнести погребальные обряды (джаназа) и брачные контракты (никах). Многие из этих ритуалов проходят за пределами мечети, во дворах, на полях или в частных домах.
Чтобы Аллах исполнял желания верующих, они проводят курбан, отмечают мавлид и читают Коран. Пост и особые коллективные молитвы (таравих) читаются во время священного месяца Рамадан. Таравих, читаемый в мечетях, обычно считается более благочестивым, чем таравих в частных домах, и в результате многие верующие приезжают в Батуми в начале Рамадана, чтобы каждый вечер посещать мечеть. Окончание поста празднуется байрамом, когда в Батумской мечети собирается до 4000 верующих, а в Тбилиси их всего от 400 до 500.
Другой важный праздник – Кучук Байрам (Праздник жертвоприношения). Название праздника пришло из турецкого языка и означает «маленький праздник»). Ритуальное жертвоприношение также имеет место, когда в семье случается беспорядок или когда нужно отпраздновать радостное событие. Как и во многих других странах мусульманского мира, жертву приносят в начале хаджа.
Один из самых популярных праздников в Аджарии – это Хадир геджа (от турецкого «Кадир геджеси» – ночь Предопределения), который обычно отмечается в двадцать седьмой день Рамадана, чтобы отметить день, когда Аллах решает судьбу верующих. Другой – Барати-геджа (от турецкого «Бераат геджеси»), считается, что в этот день души верующих уходят в потусторонний мир.
Ашура, праздник приземления Ноева ковчега, имеющий особое значение для шиитов-азербайджанцев, также отмечается суннитами-аджарцами, хотя ритуал отличается. Наконец, ночь Эли Экенджи (от турецкого «элли икинжди» – «пятьдесят второй») отмечается на пятьдесят второй день после смерти человека, когда у могилы читают мавлюд.
Влияние национальных традиций на религиозные обычаи является результатом множества факторов – исторических, национальных, религиозных и психологических, а также социальной среды. Молодые верующие, свидетели религиозных традиций в раннем детстве, играют особенно важную роль в их сохранении.
Однако сейчас все больше молодых аджарцев обращаются в христианство, а сохранять мусульманские традиции, уникальные для Аджарии, становится все труднее.
Мусульманские религиозные обряды в Аджарии также переплетаются с христианскими и языческими обычаями. Примером этих обычаев является обилие украшений из виноградных лоз внутри и за пределами мечетей Аджарии (деревянные или каменные украшения или изображения, написанные маслом).
В мечети села Дрвани, например, изображения виноградных гроздей вырезаны на минбаре и нарисованы на стенах. Опять же, это грузинская традиция, связанная с христианством.
Ислам запрещает изображения и большинство надписей на могилах – разрешены только исламские формулы, имена умерших, даты рождения и смерти. Но в Грузии часто принято устанавливать портреты на многих мусульманских кладбищах.
Основной источник:
Работа Георга Саникидзе и Эдварда У. Уолкера «Ислам и исламские практики в Грузии», 2004.