Знакомьтесь, великие ученые ислама - Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари.
Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари. Родился в Куфе. 113 г.х./731 г., умер в Багдаде в 182 г.х./798 г.
Один из великих представителей суннитской школы юриспруденции (фикха). Самый известный факих мазхаба Абу Ханафы, после имама А'зама, и один из главных учеников великого имама Ну'мана ибн Сабита (Абу Ханифы). Выдающийся муджтахид Якуб ибн Ясар аль-Ансари родился в городе Куфа в Ираке.
Известен под именем Абу Юсуф, что означает отец Юсуфа. Жил в бедности, и Абу Ханифа взял его на свое содержание, обучал и совершенствовал его научные знания. Кроме Абу Ханифы, он брал уроки у таких знаменитых мастеров хадиса как Ата ибн ас–Саиб, Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар, и Лейс ибн Сад, у которых изучал хадисы и стал хафизом (знатоком) хадисов. Также обучался фикху у таких ученых как Абу Исхак аш-Шейбани, Сулейман ат-Тамими и Яхья ибн Саид аль-Амаш.
Обучаясь у известных ученых, он также длительное время посещал уроки Абу Ханифы. Следуя его методологии, стал «абсолютным муджтахидом», что является высшим рангом, которого может добиться мусульманский ученый-факих.
Великий имам Абу Ханифа так отозвался о нем: «Среди моих учеников только двое - Абу Юсуф и Зуфар достойны звания кади и могут давать фетвы по тому или иному вопросу шариата».
Абу Юсуф очень легко решал юридические вопросы, основываясь на юридической логике. Рассказывают такую историю. Как-то халиф Харун ар-Рашид (в годы правления которого Абу Юсуф был верховным кадием халифата) сказал своей жене во время ссоры: «Если я переночую в своей стране, то разведусь с тобой трехкратным талаком». После этих слов он пошёл в мечеть и провел ночь в поклонение, а на утро он был бы уже в разводе со своей женой Зубейдой, в чем горько раскаивался. Он обратился к Абу Юсуфу, дабы он примирил их. Согласно мусульманскому законодательству, если муж дает своей жене третий талак, то он снова может жениться на ней, если только она выйдет замуж за другого и разведется с ним. И только после этого она может выйти замуж за первого своего мужа. Находясь в таком положении, халиф попросил решить эту проблему. Судья, ссылаясь на аят Корана: «Спи в мечетях, ибо территория мечети – это территория, не принадлежащие тебе, она принадлежат Аллаху», решил эту проблему, и халиф не развелся с женой.
Абу Юсуф считал, что фетвы, которые выдаются законоведами, могут меняться в зависимости от времени и местонахождения. Например, если фетва выдается по какому-либо вопросу, возникшему в Багдаде, то эта фетва не будет иметь силу, например, в Хорасане. Абу Юсуф являлся главным пропагандистом методики Абу Ханифы, т.к. он был верховным кадием халифата.
Когда-то существовала практика, согласно которой при утверждении на должность кадия претендент должен был знать книгу Абу Юсуфа «Аль-Джами ас-Сагир» наизусть. По просьбе халифа Харуна ар-Рашида он написал «Китаб аль-Харадж», в которой был составлен свод правил, регулирующий финансовые вопросы халифата, и указал различные источники и способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниями Благородного Корана и Сунны. Эта книга была переведена на французский, английский и другие языки. В 1980 году в Багдаде была издана книга «Ар-Рифадж», являющаяся комментарием к этой книге.
Ученый написал множество книг по фикху – «Китаб ас-Салят», «Китаб аз-Закят», «Китаб ас-Сыям», «Китаб аль-Фераиз», «Китаб аль-Буйу», «Китаб аль-Худуд», «Китаб аль-Вакала», «Китаб аль-Васайа», «Китаб ас-Сауд ва-з-Заайих», «Китаб аль-Гасб ва Истибра»,
В книге «Китаб-уль-Асар» собраны и распределены по соответствующим разделам знания по фикху, полученные им от имама Абу Ханифы. В книге «Ихтилафу Абу-Ханифа ва Ибн Абу Лайла» имам собрал противоречивые вопросы фикха по которым у имама Абу Ханифы были разногласия с имамом Ибн Абу Лайла. Впоследствии имам Мухаммад аш-Шейбани сделал к этой книге некоторые добавления и распределил материал по тематическому принципу.
В работе «Китаб-ур-Рад аля Сийару Аузаи» Абу Юсуф комментировал разногласия по вопросам фикха между имамом Абу Ханифой и имамом Аузаи. Имамом Абу Юсуфом написаны также и другие книги – «Китабу Ихтилаф-иль-Эмсар», «Китаб-уль-Джевами», «Аль-Эмали», «Аль-Имла», «Ан-Навадир». Передатчиками знаний от имама Абу Юсуфа стали его ученики – имам Мухаммад аш-Шейбани, Абу Йаъла, Муалла ибн Мансур ар-Рази, сын Абу Юсуфа Юсуф ибн Йакуб и другие учёные мазхаба Ханафи.
Он также написал сочинения о законах войны, рассматривал вопросы применения пощады, раздела военной добычи и т.д. Тем самым он ответил своему оппоненту - законоведу Авзаи, который выступал против методики Абу Юсуфа - Абу Ханифы. Книга носит название «Китаб ар-Рад ала Сияри Авзаи». После смерти своего великого учителя Абу Ханифы, у которого он проучился 16 лет, Абу Юсуф переезжает в Багдад, где халиф Мехди назначает его на должность кадия, где он и проработал. Умер он в 798 году, и после его смерти этот пост наследовал его сын Юсуф.
Казый Юго Востока Р.Т.
Имам - мухтасиб Ютазинскиого раойна Р.Т.
Имам хатыб п.г.т. Уруссу.
Директор медресе «Фанис» к.и.н. М.М. Марданшин.