«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.
Islam-Today предлагает вниманию читателей главы из этой книги.
Во времена халифа хазрати Омара (радыйАллаху анху) он побывал в Сирии и посетил жилище Абу Убайды (радыйАллаху анху) и увидел насколько скромна обстановка в нем. Когда сели за стол, то кроме черствого хлеба ничего не было. И вот тогда он произнес: «О, Абу Убайда! Все претерпели изменение, а ты остался все таким же». Всю жизнь хазрати Абу Убайда посвятил обустройству государства мусульман, распространению Ислама, службе во благо правоверных. Он ставил перед собой цель создать хорошие условия для своих соплеменников, преумножения их богатства, но сам остерегался личного обогащения. Даже получая жалование за занимаемую должность, он оставлял себе минимально необходимую часть, а все помимо этого раздавал в пользу бедных и нуждающихся мусульман. Однажды Омар аль Фарук передал ему в личное пользование сумму в четыреста алтын. Получив деньги, хазрати Абу Убайда тут же раздал их. Позднее такую сумму предоставил ему Ма’аз ибн Жабиль и вновь хазрати Абу Убайда все эти деньги кроме двух алтын, которые у него выпросила супруга, тоже раздал. Услышав об этом, хазрати Омар возблагодарил Всевышнего и сказал: «АльхамдулиЛлах! Среди правоверных много людей, которые не щадя себя стараются принести пользу» (Кинъяз уль-Гамаль).
Хазрати Омар под впечатлением благородства Абу Убайды как-то сказал: «Если бы здоровье Абу Убайды позволило, я бы завещал ему после себя стать во главе государства» (Кинъяз уль-Гамаль).
В другой раз, обратившись к собравшимся, он спросил у них: «Что бы сделали, если бы у вас были богатства?» Один из слушателей: «Обладая запасами драгоценностей, я потратил бы все на путях достижения довольства Аллаха». Другой ответил в том же смысле: «Имея в собственности жемчуга и изумруды, я бы раздал их нуждающимся». В это время хазрати Омар вступил в разговор и заявил: «В этой ситуации я бы желал, чтобы среди нас было больше людей подобных хазрати Абу Убайды ибн Аль Джаррах» (Аль Риаз Аль Назират).
Хазрати Абу Убайда был высокого роста, худощав. У него была реденькая бородка, обрамляющая открытое ясное лицо. Он обладал приятным нравом, был откровенен в своих оценках, высказывал глубокие мысли. Он был весьма набожным, милосердным, проявлял великие способности в военных и государственных делах. Все свои поступки хазрати Абу Убайда сверял с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) и стремился исполнять все, чтобы получить его одобрение и принести ему пользу. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал о нем: «Абу Убайда вобрал в себя все благородные качества, которыми обладают мои сподвижники» (Аль-Сабах).
Во время одного из сражений, когда войска под командованием Амр ибн аль-Асу и Абу Убайды выступили совместно произошел раскол и недопонимание Абу Убайда для того, чтобы прекратить его сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) призывал к слаженности в совместных действиях и не противостоять друг другу. Потому если даже ты не прав, я вынужден уступить тебе. Пусть будет так, как настаиваешь ты» и передал командование Амр ибн аль-Асу. (После этого события хазрати Рафик бек А’зам написал: «Хазрати Абу Убайда проявил стремление к служению Исламу и правоверным, видел в этом свое предназначение и совершенно отказался от притязаний на власть – стать эмиром и окончательно отошел о мирских дел. А вот хазрати Амр ибн аль-Ас напротив был заражен мыслью достичь должности правителя и сделать карьеру. И он действительно превзошел в этом, совершил много добрых дел, возвысился в лице своих соплеменников» (Шагар Мушагир аль-Ислам).
Хазрати Абу Убайда до конца своих дней был во главе войск в Сирии и скончался заболев холерой на 18-ом году после хиджры. Ему было тогда 58 лет. Детей и наследников у него не осталось. Эпидемия холеры и чумы свирепствовала в селении Гамуас и осталась в исторической литературе как «чума в Гамуасе».
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.