Многие из мазхабов по фикху и итикаду соотнесены с именами тех людей, которые считаются их основателями, и под такими названиями стали популярны. Иракский фикх, появившийся в первые два века по хиджре в Иракской области с центром в Куфе и в следующие века получивший развитие и широкое распространение, был назван ханафитском мазхабом по имени Имам Агзама Абу Ханифы (пусть Аллах будет милостив к нему), который внес самый значительный вклад в методику и все разделы фикха и в его систематизацию. Принадлежащих к этому мазхабу факихов и всех людей, действующих в соответствии с его указаниями, называют ханафитами.
Основатель: Нугман ибн Сабит Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему). Его предки переехали в Куфу из Хорасана. Сам он родился в 80 году хиджры в Куфе. Большинство ученых согласны с этой датой.
Он получил хорошее образование, обучался у многих известных ученых. В шестнадцать лет отправился в хадж. Окунувшись в ученую среду вокруг Каабы, он загорелся любовью к науке, и когда вернулся в Куфу, стал активным участником ученых дискуссий. Хотя вначале его привлекали споры по вопросам калама, но в итоге он всецело отдался фикху. В течение 18 лет, до сорокалетнего возраста, он продолжал получать уроки у своего учителя Хаммада ибн Аби Сулеймана. Взгляды Абу Ханифы по фикху через его учителя, а позднее Ибрахима Нахаи, Алькаму и Авсада, восходят к Абдуллаху ибн Масуду.
В связи с этим Абу Ханифа рассказывал следующее: «В один из дней я предстал перед повелителем правоверных Абу Джафаром. Он сказал мне: “Эй, Абу Ханифа, у кого ты обретал ученость?” Я ответил ему: “Через Хаммада я получил знания от Ибрахима, он же от Умара ибн Хаттаба, Али ибн Абу Талиба и Абдуллаха ибн Масуда”. Услышав такой ответ, Абу Джафар промолвил: “Хватит, достаточно”».
Среди тех, от кого он передал хадисы и у кого учился, были и такие имамы, как Зайд ибн Али Зайналабидин и Джафар Садыйк.
После смерти Хаммада, Абу Ханифа организовал свой отдельный центр обучения и за тридцать лет своего преподавания воспитал много выдающихся учеников. На своих занятиях вместо старого метода, когда учитель давал шакирдам готовые ответы на все вопросы, он предпочитал метод совместного поиска решения проблем с использованием коллективного размышления над всеми возможными вариантами решений. Результатом такого исключительного метода стал мазхаб Абу Ханифы, имеющий ряд особенностей:
1) Это мазхаб всего джамаата, так как его установления есть результат общих стараний большой группы из элиты ученых-алимов.
2) Абу Ханифа научил своих соратников делать выводы, основанные на религиозных доводах, а затем, исходя из них, устанавливать правила шариата. При этом должны быть учтены все возможные случаи и любые вероятности, а достигнутое решение должно быть самым подходящим.
3) Его ученики во время занятий находились не в роли пассивных слушателей, а наоборот принимали активное участие в формировании общей позиции и становились создателями мазхаба.
4) Вопросы решались в процессе долгих споров. В связи с этим Ибн Аби аль-Аввам говорил следующее: «У Абу Ханифы были сорок выдающихся учеников, которые вместе с ним составляли книги по фикху».
5) Над установлением решений для возникающих с течением времени новых явлений постоянно трудились следовавшие друг за другом ученые-алимы этого мазхаба.
Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) умер в 150 году хиджры, о чем имеется общее согласие большинства ученых. Разногласия имеются лишь по поводу того, в каком месяце он скончался. Есть предположения о том, что он умер в месяце шавваль, раджаб или шагбан. Он был отравлен в Багдаде, находясь в заключении в зиндане.[1]
Вот что говорил об Абу Ханифе один из его современников Фудайл ибн Ийаз, известный своим благочестием и богобоязненностью: «Абу Ханифа был факихом и праведным человеком. День и ночь он занимался изучением науки. Он был известным ученым в области фикха и одновременно владельцем большого богатства. Абу Ханифа прославился своей постоянной готовностью помогать окружающим его людям. С теми, кто обращался к нему за помощью, он делился своими знаниями и своим достоянием. Все ночи он проводил в поклонении. Мало говорил, больше времени проводил в молчании. Умел отстаивать истину наилучшим образом. Держался подальше от щедрот властей, никогда не принимал подарков от правителей».
А вот что говорил о нем Джафар ибн Раби: «Я пять лет оставался рядом с Абу Ханифой. Мне не приходилось встречать никого, кто бы так часто и долго молчал. Но когда его спрашивали о чем-либо из фикха, он внезапно раскрывался, и речь его текла подобно бурной реке, а высокий голос звучал на всю округу».
Однажды у Имам Малика спросили об Усмане аль-Батти, он ответил: “Человек среднего уровня”. Такой же ответ получили, когда спросили об Ибн-Шубруме. Тогда задали вопрос про Абу Ханифу. Имам Малик ответил: «Если он примется вам доказывать путем кияса, что эти деревянные столбы сделаны из чистого золота, то обязательно сумеет вас убедить в этом. Он является личностью, обладающей такими способностями». Имам Шафии также оставил про Абу Ханифу такое известное высказывание: «В отношении фикха люди находятся в таком положении, словно они дети Абу Ханифы».[2]
[1] Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман аз-Захаби «Менакибуль Имам Абу Ханифа».
[2] Ибн Абидин.
Islam-Today