Долгожданный для казанцев фестиваль мусульманского кино отгремел, неделя кинематографии в режиме нон-стоп завершилась, но осталось приятное послевкусие. Пожалуй, XIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино стал одним из самых ярких, удивительных, преподнесших массу сюрпризов не только самим участникам, но и зрителям. Еще долго любители киноискусства будут делиться впечатлениями, обсуждать конкурсные и параллельные программы, выявляя своих фаворитов, которые позволили им открыть новые миры, окунуться в иную культуру, прикоснуться к истории далеких стран.
Одним из отличительных черт фестиваля в этом году стал целый ряд картин, представляющих собой женское кино. И это не только фильмы, созданные представительницами прекрасной половины человечества, но и те работы, которые не только показывают традиционный образ женщины, но и раскрывают ее с новой стороны, обрисовывают ее нынешнее положение в арабском мире, ее любовь к свободе и борьбу за этот самый свободный выбор. Ярким примером этого стала египетская картина «Женский день», привезенная в Казань в том числе и с целью презентации Асуанского фестиваля женского кино, который проходит в Египте. Как результат – подписание протокола о намерениях по сотрудничеству. Официальный документ завизировали директор КМФМК Миляуша Айтуганова и президент фестиваля в Асуане Мохаммед Али Абдельхалек Али.
– Это событие имеет для нас принципиально важное значение. С тех пор, как только задумывался наш фестиваль, его задачей было открытие нового кино. Казань как раз сможет помочь реализовать эту задачу. У вас очень прогрессивное искусство, которое любят в Египте, – отметил президент Асуанского фестиваля Мохаммед Али Абдельхалек Али.
Стоит отметить, что подписанный протокол о намерениях по сотрудничеству между фестивалями является первым документом о сотрудничестве за время проведения казанского кинофорума. В феврале 2017 года представители КМФМК во главе с его директором Миляушой Айтугановой были приглашены на Первый Международный фестиваль женского кино в г. Асуан, где и поступило предложение о совместной работе.
– Все знают, что Россия помогала Египту в постройке Асуанской плотины. Плотина является памятным местом, символом дружбы между странами. Когда я вернусь в Египет, я дам большую заметку в газету о замечательном фестивале, о Казани и Республике Татарстан, – сказал директор Асуанского кинофестиваля Хасан Ахмед Мостафа Абуелела.
Нельзя не отметить, что в Египте довольно распространено российское и татарстанское кино. На сегодняшний день около 50% всего кинопроката в Египте – это американская продукция.
– Считаю, что деятельность «ТатарКино» очень важна. Мы хотим использовать опыт этой организации в нашей работе.
Асуанский фестиваль в Казани представляла картина «Женский день» режиссера Камла Абу-Зекри (2016 г.). Стоит отметить, что кинолента представляет на КМФМК африканский кинематограф. Одну из главных ролей в фильме сыграла актриса Ильхам Шахин. Фильм «Женский день» уже был представлен на нескольких международных кинофестивалях. На Каирском международном кинофестивале он стал фильмом открытия. Через месяц картина примет участие в фестивалях Бейрута, Роттердама и Кейптауна.
В основе сюжета лежат три истории совершенно разных представительниц прекрасного пола, которые очень тесно связаны между собой. В один прекрасный день в одном из провинциальных городов Египта открывается муниципальный бассейн, где в течение всей недели купаются мужчины, а воскресенье объявлено женским днем. Отсюда и начинается весь драматизм, который органично переплетается с юмористической канвой картины, открывая важные социальные проблемы, полные личностного драматизма.
Несмотря на основную сюжетную канву – повествование о жизни женщины, о ее борьбе за свободу, за право выбора, отдельное место в картине было уделено противодействию распространению радикальных идеологий по всему миру. К примеру, брат одной из героинь в фильме является радикальным мусульманином, обвиняющим всех и вся вокруг в неверии. Своим нетерпением, нежеланием помочь человеку добрым словом, а лишь желанием агрессивно проповедовать свою идеологию юноша накликал на себя беду – его не только избили, но и выгнали восвояси.
Вся эта ситуация вокруг женского дня в бассейне: ссоры, споры, крики, выкрадывание одежды юношами-шалопаями – все это лишь вуаль, которая приоткрывает пытливому зрителю весь тот букет проблем, с которыми сталкивается женщина в Египте. Да, пожалуй, не только в Египте, но и по всему миру. Тут вам и горечь потери близких людей (мужа и сына), полная прострация от горя, замыкание в себе и нежелание жить дальше, оставив боль потерь позади; и непонимание общества, перерастающее во всеобщее порицание без имеющихся на то причин; и взаимная, но несчастливая любовь, для которой потребовалось немало лет, чтобы обнаружить себя и сделать счастливыми двух людей; и давление общества; и полное отсутствие уважения со стороны основной массы мужчин по отношению к женщинам, попытки их унизить и лишить любых, даже самых маленьких радостей (попытка убрать женский день в муниципальном бассейне); и робкое первое доверие другому человеку; всеобщее порицание общество того, что им неведомого, и того, что хоть на жалкую капельку отличается от заложенных в них стереотипах.
По традиции концовка фильма очень даже драматична – каждая из трех героинь не просто находит свою любовь, но находит гармонию с самой собой, со своим внутренним миром, с природой и окружающими людьми.
Съемки фильма заняли порядка трех лет, поскольку основные действия происходили в бассейне, а лето в регионе короткое. В создании картины, по словам Ильхам Шахин, принимали участие девять звезд кино, у одной из которых мать – русская. По признанию актрисы, собрать этих звезд в одном фильме было безумно тяжело.
Что характерно, режиссер «Женского дня» Камла Абу-Зекри уже презентовал одну из своих более ранних работ в Казани на фестивале в 2010 году.
Ильмира Гафиятуллина, Казань