Пожалуй, только ленивый не говорит о том, что в свете санкций со стороны Запада Российская Федерация взяла курс на сближение с мусульманским миром. Вот только такие заявления беспочвенны, поскольку со дня основания Древней Руси внешняя политика государства была направлена на теплые, дружественные отношения с восточными государствами.
О том, каковы были предпосылки сближения православной Руси с мусульманским миром, в рамках возобновившегося лектория Islamica, организованного в Ресрусном центре по развитию исламского и исламоведеского образования ИМОИВ КФУ, рассказал Азат Ахунов, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения ИМОИиВ КФУ.
- Во внешней политике Россия издревле ориентировалась на Восток, это не сегодняшнее внезапное желание. Тесные отношения складывались между странами на протяжении многих веков. Вообще, в первую очередь, завязывание контактов с другим государством было вызвано потребностью в продаже излишков собственного производства и приобретении необходимых товаров. Учитывая, что вокруг был лес, то продвигаться наши предки могли только либо на восток, либо на юг.
В то время восточные страны были очень развиты (Арабский халифат, Персия) и могли предложить великое множество разнообразных товаров. Древнюю Русь окружали исламские страны, что дало хороший опыт общения с мусульманами и расширение контактов. Такое тесное взаимодействие дало русскому народу понимание, кто такие мусульмане, что они из себя представляют.
Это имело огромное значение, поскольку ранее об исламе узнавали только из христианской литературы, которая переводилась с греческого языка. То есть мало того, что возникали погрешности перевода, так еще в этих книгах шла довольно жесткая полемика, главной целью которой была защита христианства. В этих трактатах христианство ставилось выше ислама, поскольку усиливался Арабский халифат, что создавало угрозу захвата халифатом Византии. Все это способствовало искажению информации о мусульманской умме.
- Когда в 1453 году турки взяли Константинополь, это послужило своеобразным толчком для расширения на восток внешней политики России. Здесь сыграл фактор того, что Москва считалась третьим Римом и в христианском мире считалась наследницей Византии. Стоит отметить, что со стороны Руси не было каких-либо коммерческих интересов. Благодаря тому, что Россия во главе своей внешней политики ставила вопросы идеологии и никогда не шла на Восток с оружием, не имела там колоний, отношение со стороны Арабского Востока было достаточно хорошим.
Изначально, как отметил спикер, отношения между Русью и мусульманским Востоком могли сложиться как положительно, так и отрицательно.
- Если бы были общие границы, богатый опыт общения, то о мусульманах сразу же сложилось бы верное мнение. Для запада главным двигателем отношений была и остается торговля. Запад пытался подстроить Восток под себя, сломать их традиции, ставя во главу интересов деньги. А ведь человека с традиционными взглядами очень тяжело переломать, он будет использовать свои товары, отказываясь от западных услуг. Большевики же понимали, что революция должна распространиться на восток, где народ угнетен. Это способствовало лояльному, дружественному отношению к мусульманам и открытию посольств в странах Арабского мира.
Если переходить к периоду существования Советского Союза, то СССР представал в образе защитника сирых и убогих. Советская социалистическая теория пользовалась большой популярностью на Востоке, особенно культивировалась вера в справедливого царя. На Востоке считали, что СССР смог построить такое государство.
- Модель «демократии», политического устройства запада невозможно наложить на государства Ближнего Востока, так как этот регион слишком традиционный, где преобладает классовое общество, которое не готово уйти от своего. Они никогда не станут космополитами. А со стороны России никогда не было давления на религиозную составляющую мусульманского мира.
Ильмира Гафиятуллина, Казань