В России появилось первое учебное пособие «Гражданская идентичность мусульман России», презентация которого состоялась сегодня в стенах Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Труд представили сами авторы: доктор философских наук, кандидат политических наук, профессор БИА Али Вячеслав Полосин, председатель Совета по исламскому образованию, ректор РИИ, заместитель муфтия РТ по образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик Мухаметшин, кандидат педагогических наук, а в режиме онлайн также присутствовал ответственный секретарь Исполнительного комитета Координационнного центра мусульман Северного Кавказа Ибрагим Ибрагимов (по видеосвязи Zoom).
По словам Рафика хазрата Мухаметшина, разрабатывать единые стандарты для исламского образования начали ещё в 2017 году, а два годя спустя они были официально приняты.
«Каждый предмет мы рассматривали с точки зрения того, каким образом в наших мусульманах мы будем формировать отношение к Родине, развивать чувство патриотизма, популяризировать знание своих богословских традиций. Одновременно с этим встала проблема гражданской идентичности. На сегодняшний день эта дисциплина уже включена в учебный план, а апробация учебного пособия в настоящее время будет проходить в исламских учебных заведениях. После сертификации учебника в Минпросвещения РФ и его доработки, он будет использоваться также на теологических факультетах светских вузов и колледжей», – отметил Мухаметшин.
Учебник создавался в течение двух лет по заказу Болгарской исламской академии. Презентация же пособия проходила в рамках X Якуповских чтений, что, по словам Али Вячеслава Полосина, ему особо приятно: «Я был лично знаком с Валиуллой хазратом. Уверен, он был бы рад, что гражданское самосознание получает своё и внешнее оформление. Это соответствовало и его патриотической позиции».
Обращаясь к собравшимся коллегам и студентам, Полосин напомнил, что исконно традиционный ислам включал в себя ряд крупных мыслителей, богословов, философов, которые олицетворяют собой традиционную школу.
«Было всегда и осознание своей гражданской ответственности у мусульман. В истории есть конкретные проявления этого: и в существовании своего текста присяги для мусульман, и в том, что они служили царю и Отечеству, проявляли героизм на фронтах разных войн, защищали общую Родину. Было такое осознание своих социальных обязанностей перед обществом, перед государством», – подчеркнул автор учебного пособия.
Но с приходом революции начались гонения на все религии, богословская школа была физически уничтожена. Говоря о религиозном возрождении, имеющим место быть в 90-ых годах XX века, нужно не забывать и о возрождении сознания своей гражданской ответственности с мусульманских позиций, причём в совершенно новых условиях.
«Сейчас у людей другое сознание, другие отношения. Должно быть самосознание мусульман как граждан государства. Отсюда и возникла необходимость оформить собственную позицию по отношению к государству, в котором мы живём. С этой целью Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины выступил инициатором и на своей площадке создал рабочую группу, которая разработала социальную доктрину мусульман, принятую в Болгаре в июне 2015 года, подписанную всеми муфтиями. Доктрина тогда ярко обозначила гражданские позиции. Но сейчас перед нами стоит вопрос: как эти нормы гражданского самосознания довести до масс. Это можно сделать через исламское образование, таким образом перекинув мостик от социальной доктрины к простым верующим», – резюмировал Полосин.
В свою очередь муфтий, председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат Самигуллин, подчеркнул, что мусульмане – часть российского общества.
«Мы это доказали в годы Великой Отечественной войны. Мы здесь не чужие, это наша Родина, другой Родины у нас нет. Но здесь есть и иная сторона вопроса – как общество, другие национальности и вероисповедания нас воспринимают. В 2014 году на Олимпийских играх мы с вами могли увидеть интересный символ – лоскутное одеяло. Это яркий пример того, что мы все разные, но составляем одно, большое общество. Именно такое понимание и должно преобладать в обществе», – отметил муфтий.
Со словами приветствия в адрес автором пособия выступил и Азат Гафуров, руководитель отдела мониторинга конфессиональных ситуаций ФАДН.
«Ислам – одна из традиционных религий России. Народы, исповедующие его, внесли значительный вклад в развитие и укрепление российской государственности, духовной культуры. События последних десятилетий показали, что религия не находится на периферии и не отходит на второй план жизни общества. Религия – один из значимых факторов развития человеческого общества. Издание научного пособия является важным шагом для воспитания молодёжи на основе традиций наших предков и в общих интересов многонационального народа России», – говорится в приветствии Федерального агентства.
«В работе удалось показать исторические особенности развития ислама и исламской культуры в России, соединить опыт основных регионов традиционного распространения ислама в России – Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. Это значимый шаг в деле развития исламского образования в России и формирования общероссийской гражданской идентичности живущих в нашей стране мусульман, в том числе представителей молодого поколения. Это большой вклад в налаживание отношений между мусульманским и немусульманским населением страны», – резюмировал Гафуров.
Исполняющий обязанности ректора БИА Айнур Тимерханов в своем видеообращении отметил, что в учебном пособии «Гражданская идентичность мусульман России» предлагаются понятные для учащейся молодёжи определения социальных, этнических и религиозных идентичностей, разъясняются не только отличия этих понятий, но, что особенно значимо в контексте сегодняшней России, приводятся и развиваются в них элементы для формирования общегражданской идентичности личности вне зависимости от имеющихся уже социальных, этнических и религиозных отличий. В дальнейшем планируется ещё презентация учебного пособия и в регионах Кавказа.
Учебное пособие «Гражданская идентичность мусульман России» состоит из 6-ти глав: «Гражданство», «Отношение мусульман к государству и политике», «Мусульмане России на защите Отечества», «Мусульмане в общественной жизни России», «Вклад мусульман в культуру, науку и образование», «Межрелигиозные взаимоотношения в России».