«Принято считать, что у каждого народа есть присущее только ему свойство. Основное свойство, характеризующее его далекое и близкое, настоящее и даже будущее… В чем же заключается главная особенность нашего народа? Я бы в первую очередь назвал в качестве основной, определяющей национальное лицо, духовный облик моего народа особенности, качество, которое можно выразить одним словом: Книжность. Да, это наличие книжной, письменной традиции». Миркасым Усманов.
Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин, Муса Бигиев, Габдельнасыр Курсави, Галимжан Баруди, Садри Максуди, Исмаил Гаспринский, Утыз Имяни, Зыятдин Камали – список видных богословов татарского народа можно продолжать долго. Те имена, которые были упомянуты, - лишь малая часть великих алимов, навсегда вошедших в историю татарского народа и всего мусульманского мира своими уникальными и глубокомысленными работами в области религиозно-философской мысли. Этот список имен можно продолжать бесконечно.
До наших дней дошли более 30 тысяч рукотворных и бесценных памятников духовного наследия татарских богословов. По большей части это рукописи и трактаты, книги по шариатским наукам, а также истории, литературе, географии, арабскому и персидскому языкам. Несмотря на все испытания, которые им уготовила жизнь и Всевышний, они прошли все их достойно, не предав свой народ и веру. Взгляды и наставления татарских мыслителей нашли выражение в трудах и духовном наследии, многие из которых, к сожалению, начинают забываться и в скором времени могут кануть в лету. А ведь это кладезь мудрости, бесценный опыт для всего человечества.
Рассказать больше о татарском богословском наследии, донести до молодежи уникальные труды наших ученых призваны очередные курсы повышения квалификации, организованные Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИВ КФУ. В рамках курса «Татарская богословская мысль» имамы, преподаватели медресе и примечетских курсов, студенты РИИ и КФУ, молодые ученые, аспиранты и все те, кто интересуется становлением и развитием богословской мысли татарского народа смогут не просто ознакомиться с историческими вехами формирования богословской школы, но узнать те факторы, которые способствовали развитию татарской богословской школы, источники и предпосылки формирования богословского знания. Периодизация истории развития татарской богословской мысли, татарская литература и книжная традиция, арабо-мусульманская книжная традиция и ее распространение среди мусульман Поволжья, обзор наиболее репрезентативных религиозно-дидактических литературных и богословских трудов, развитие интеллектуальной мысли и духовной культуры татар в условиях государственности, основные вопросы татарского богословского наследия и социально-политические вопросы – это лишь часть тем, которые будут подняты в рамках курсов. В числе преподавателей курса – ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института Рафик Мухаметшин, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Российского государственного университета правосудия Айдар Юзеев; профессор кафедры международных отношений ИМОИиВ КФУ Айдар Хабутдинов, старший научный сотрудник Ресурсного Центра ИМОИиВ КФУ Резеда Сафиуллина–Аль-Анси; декан теологического факультета РИИ Роберт Шангараев; доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения ИМОИиВ КФУ Азат Ахунов; заведующий отделом исламоведения и общественной мысли Института истории им. Ш.Марджани АНТ, проректор Болгарской исламской академии Саид хазрат Шагавиев; заведующий кафедрой религиозных дисциплин КИУ, старший научный сотрудник ИИ АН РТ, преподаватель Болгарской исламской академии Абдулла хазрат Адыгамов; старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АНТ Айдар Хайрутдинов; проректор исламского колледжа г.Москва Ислам Зарипов.
Как отметила на первой лекции Резеда Сафиуллина, старший научный сотрудник Ресурсного Центра ИМОИиВ КФУ, была уникальная местная богословская традиция, причем не ограниченная, не законсервированная узкими рамками и признанная во всем мусульманском мире.
- Такие понятия, как «отечественная богословская школа», «татарское богословие» сегодня звучат по всему миру, не только исламскому. Теперь это не экзотика, а устоявшийся факт. Однако если начать спрашивать компетентных людей о том, что же представляет из себя татарская богословская мысль, в чем ее уникальность, то мало кто сможет ответить. Да и систематизированных сведений еще меньше. Нельзя представлять татарскую богословскую мысль как единый монолит, единый тренд. Любая интеллектуальная мысль, вне зависимости от исторических, культурных и географических особенностей, подразумевает наличие дискуссионной площадки. Это арена ожесточенных интеллектуальных столкновений, где в поиске истины не щадили друг друга. Самая большая мудрость в том, чтобы находить рациональное зерно. «Умение находить единство в разнообразии» - вот, чему нам надо учиться у наших признанных народных богословов.
Итак, какие же факторы способствовали формированию татарской богословской мысли?
1. Система религиозного исламского образования, причем многоступенчатая (медресе, университеты, соответствующая учебная литература). Специфическая форма передачи знаний, которая создавала почву для формирования интеллектуальной мысли.
2. Богатая книжная традиция.
3. Мусульманская пресса. После многочисленных просьб татарского народа им было разрешено выпустить свою газету. За несколько лет их число дошло до сотни. Эта пресса была той дискуссионной площадкой, где шли споры и формировалась татарская богословская мысль.
4. Феномен бремени культурного наследия. Сама по себе арабо-книжная мусульманская традиция неимоверно богата и входит в четверку аутентичных, созданных самими носителями языка лингвистических систем. Причем из всего этого богатства сохранилось лишь 3%, которые тем не менее доказывают, что арабо-книжная мусульманская традиция самая богатая. Если брать Волго-Уральский регион, то здесь была очень высокая грамотность, даже выше, чем в других уголках арабского мира. Из богатейшей арабо-книжной мусульманской традиции татарская традиция была наибольшей. Все эти рукописные и старопечатные источники, выходившие в большом количестве экземпляров, хранятся во всех библиотеках и музеях не только в нашей республике, но и по всему миру. Все, что есть там рукописного, до сих пор не до конца каталогизировано. Мы не то, что не в состоянии это прочитать и понять, но даже описать и систематизировать.
Курсы повышения квалификации «Татарская богословская мысль» завершатся 7 декабря итоговым тестированием. Всем успешно прошедшим тест будут вручены удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
Ильмира Гафиятуллина, Казань