Инфраструктура услуг, ориентированных на мусульман в Татарстане постоянно обновляется и становится все разнообразнее. Один из примеров успешного халяльного бизнеса – известная казанцам кейтеринговая компания.
Семь лет назад Мухамет и Лейсан Габдулхаевы впервые решили попробовать организовать доставку халяль-пиццы. Тогда в Казани вообще функционировала только одна кейтеринговая компания, и предприниматели-мусульмане стали вторыми. «Хотелось, чтобы и мусульманам была доступна услуга доставки еды на дом. В те времена еще не было такого широкого ассортимента, например, халяльных мясопродуктов, и наше меню пицц было очень ограниченно. Я сам готовил пиццу дома, а супруга развозила заказы. Даже упаковочные коробки мы тогда делали своими руками», - вспоминает Мухамет. Тогда семейное дело пошло довольно вяло, молодые предприниматели совершили много ошибок и постепенно перестали заниматься пищевым бизнесом. Однако это был лишь временный перерыв перед новой, на этот раз, удачной попыткой.
В августе 2011 года семейное дело Габдулхаевых переродилось в ту кейтеринговую компанию, которую по достоинству оценили казанцы. В их группе в социальной сети, например, состоит более 3000 человек, и ежедневно готовится и развозится по городу около 30 заказов.
«Когда мы вернулись к идее компании по развозу еды, подошли к делу по-иному, пытались учесть прежние недоработки и подстроиться под новые условия рынка, - вспоминает Мухамет. – Стали активно использовать интернет, значительно расширили меню, сделали буклеты, наняли повара и, наконец, арендовали помещение».
Примечательно, что казанские предприниматели-мусульмане стараются оказывать всяческую поддержку друг другу. Интересно, что Мухамет и Лейсан не только привлекали мусульман-фотографов, дизайнеров и специалистов по рекламе, но и взаимодействовали, казалось бы, с конкурентами. Сложилось тесное партнерство с другим халяльным кафе. Таким образом, можно судить о том, насколько здоровая атмосфера взаимоподдержки царит в кругах тех, кто ставит своей целью расширить сферу услуг для последователей ислама.
Конечно, не обошлось и без трудностей. Как это часто бывает, непонимание проявили как раз те, для кого были и задуманы все старания. Оказалось, что даже казанским мусульманам трудно поверить, что бывает халяльная ветчина, а саму идею бизнеса по религиозным канонам не поддержали как друзья, так и родственники молодой семьи. «Я бы хотел поддержать всех, кто хочет открыть свой бизнес для мусульман и напомнить, что в любом деле никогда не бывает все гладко. В бизнесе есть ямы, от попадания в которые не застрахованы ни крупные, ни мелкие компании. Надо просто иметь четкую цель и не сдаваться», - делится опытом Мухамет. Также он отмечает, что в бизнесе, особенно на начальных этапах, не стоит ожидать стабильности, всегда есть место взлетам и падениям. Чтобы сгладить эти процессы, владелец кейтеринговой компании советует постоянно уделять внимание рекламе и раскрутке, в том числе в интернете, а также учиться грамотно распределять имеющиеся финансы и вкладывать их только в то, что действительно принесет пользу делу. Кроме того, Мухамет отмечает, что за годы своей деятельности в качестве предпринимателя, ему пришлось многое узнать – из тематических вебинаров, специализированных форумов и других источников. «Главное, что я для себя вынес, это то, что не нужно питать надежды сразу выступать в роли какого-то «хозяина». Нужно реально поработать в той сфере, которой планируешь заняться. Я до сих пор продолжаю своими руками готовить пиццу, например. Научился готовить я давно, поскольку у моего отца было кафе», - объясняет предприниматель.
Не сдаваться в трудных ситуациях помогал нашим героям именно семейный характер их дела. Если муж здесь занимается общим руководством и кухней, то жена занимается творческой стороной процесса: придумывает названия для новых блюд в меню, разрабатывает рекламные буклеты и ведет сообщества в социальных сетях.
Пара говорит, что основной мотиватор активной деятельности – их дети, и старания – для их будущего. «Часто бывало так, что во время очередной трудности один из нас говорил, что всё, мол, надо бросать, а второй поддерживал и уговаривал. В другой раз мы менялись ролями», - вспоминают Лейсан и Мухамет. Что касается детей, то их у молодой пары уже четверо. Лейсан, по специальности архитектор, помогает мужу, пока находится в декретном отпуске. Успевает все – днем ездит с младшим за рулем по делам компании, вечер полностью посвящает семье. Она также продумывает различные акции, в том числе и благотворительные. Например, в месяц рамазан был организован ифтар для всех желающих.
Интересно, что клиенты халяльной кейтеринговой компании - это далеко не всегда исполняющие мусульмане. Поэтому зачастую Мухамету приходится объяснять заказчику, что значит пометка «халяль» на их меню: «Часто звонят и вместе с пиццей просят привезти пиво. Тогда приходится разъяснять, что наше меню – халяль – и это подразумевает не только особенность мясной продукции, но и то, что у нас нет и не будет алкоголя. Приятно, что еще ни один клиент после такого пояснения не отказался от своего заказа».
Далее семья Габдулхаевых связывает свои планы с развитием уже имеющегося бизнеса, и отступать они не намерены. В ближайшей перспективе есть намерения открыть павильоны, где можно будет не только заказать, но и приобрести пиццу, роллы и другие блюда имеющегося меню. А в долгосрочной перспективе имеются планы по открытию полноценного кафе, где будет представлена итальянская, японская и другие кухни.
Стоит отметить, что как Лейсан, так и Мухамет, отмечают свою готовность поделиться накопленным опытом и знаниями и открытость для различных видов партнерства с теми, кто еще лишь планирует заняться предпринимательской деятельностью, ориентированной на мусульман.
Нурия Гибадуллина
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.