Муфтий РТ: "Материализм сделал нас бедными..."

Где та тонкая грань, которая отличает щедрость от расточительства, а экономию от жадности? Когда, пригласив в свой дом гостей, ты накрываешь богатый разнообразный стол – это щедрость или же расточительство, а то и желание показать свои возможности? Как не перейти эту черту?

Об этом говорили в рамках очередной встречи второго сезона  мусульманского дискуссионного клуба. На этот раз в вопросе «Расточительство или щедрость: где грань?» ребятам помогал разобраться муфтий Татарстана, председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин. Также участие принимали сотрудники благотворительного фонда «Закят» при ДУМ РТ.

«[Они, носители веры] чтят, уважают других больше, чем самих себя (нужды и чаяния других ставят на первый план), даже если находятся в состоянии нужды и бедности» (Коран, Сура «аль-Хашр», аят 9). «...Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты].

И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Всевышний не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (Коран, Сура «аль-Ан`ам», аят 141).

- Что такое исраф? Это расточительство, неразумная трата чего-либо. Здесь встают иные вопросы: делаю ли я исраф, когда приглашаю много гостей? Кажется, вроде бы, щедрый человек. Но, с другой стороны, это исраф – не рассчитал средства. Где эта грань между щедростью и расточительством, жадностью и экономией? Где нужно экономить, чтобы это была экономия, а где это будет просто жадность? По сути исраф и щедрость очень похожи. Всевышний говорит: кушайте, пейте, не делайте исрафа. Пользуйтесь теми благами, которые есть в этой дунье, тем, чем я вас наделил, но не расточительствуйте – «Самое вредное для человека – это пища поверх пищи». В деревне есть животные, которые всегда жуют. Есть и такие люди. Это очень вредно – постоянно что-то кушать. Важно и не нарушать права другого человека.

Когда говорят об исрафе, прежде всего приходит на ум расточительство материальное. Это понятие связано с деньгами и имуществом, но не ограничено только ими. Существуют расточительство духовное: переходить границы, установленные Всевышним, не прислушиваться к словам пророков, совершать скверные деяния, тратить жизнь впустую. Духовное расточительство намного страшнее материального, поскольку его последствия не ограничены только земным существованием, а распространяются на будущую жизнь.

Поэтому Всевышний Аллах в Коране особо отметил эти грехи. Человек пришел на землю для того, чтобы совершать деяния, которые зачтутся в будущей жизни. Но из всего земного он сможет взять с собой в могилу только несколько метров ткани. Мирское существование со всеми его возможностями дано Всевышним как некий капитал. Мы используем это богатство, можем совершать поступки ради будущей жизни и таким образом обрести вечное блаженство.

Особенно страшен исраф в духовной сфере. Сюда относится расточительство в вере. Это не означает, что человек во что-то сильно верит и тем самым расходует иман. Наоборот, данную Всевышним потребность и способность он расходует на ширк (упорство в неверии).

Мусриф замкнут на своих заблуждениях и глух ко всем советам и предостережениям пророков. В суре «Та Ха» говорится: «Так Мы расплачиваемся с теми, кто излишествовал и не уверовал в знамения Господа своего. А наказание в будущей жизни, конечно, более суровое и долговечное» (Сура «Та Ха», 20 / 127). Чтобы узнать, о ком здесь идёт речь, достаточно посмотреть на содержание двух предыдущих аятов. В них говорится о наказании людям, которые не воспринимали наставления Пророка (мир ему и благословение): «[И он] воскликнет: "Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим". [Аллах] скажет: "Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня"» (Сура «Та Ха», 20 / 125—126). Понятие исраф в этом контексте подразумевает игнорирование посланий Всевышнего.

Расточительство в словах, как и во всем остальном, порицается в исламе. В Коране говорится, что человек ответственен за все, что он совершает, говорит или даже думает, поэтому каждый поступок и слово фиксируются. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (Сура «Каф», аят 18). От посланника Аллаха (мир ему и благословение) передано множество хадисов, касающихся это темы. Вот некоторые из них: «Верующий – это тот, кто не причиняет вреда другим верующим, ни руками, ни языком». «Дайте мне гарантию, что вы будете оберегать то, что у вас между двух челюстей и между двух ног, и я дам вам гарантию, что вы войдете в Рай». «Отказ от пустословия свидетельствует о совершенстве ислама человека».

Также в духовному расточительству относится исраф в знаниях. Здесь имеется ввиду получение знаний лишь ради знаний, отказ передать их другому человеку.

- Вы влюблены в вещи. Материализм сделал нас бедными. Мы сейчас можем иметь намного больше, чем наши и бабушки. Цивилизация подняла наши потребности с 4 (хорошая жена, дети, дом и земля) до 1000 вещей. Из 100 человек только двое могут все иметь.

«Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь жалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Коран, Сура «аль-Исра`», аят 29).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle