В стенах Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования стартовал курс лекций председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтия Камиля хазрата Самигуллина по теме «Исламское интеллектуальное наследие и умма Татарстана».
В течение всего года будут проходить встречи с Камилем хазратом, которые он посвятит таким темам, как «История письменной фиксации, изучения и опубликования Священного Корана», «Вероучение ахлю сунна вал-джамаа» и «Ханафитский фикх». Отдельное внимание планируется уделить вкладу татарских учёных в богословскую мысль Ислама. Первая лекция была посвящена детальному изучению духовного наследия имама Раббани.
Имам Раббани появился на свет в индийском городе Сирхидн в 971 году по хиджре. Его отец был шейхом, обладающим большим почётом, достигшим знаний и высокой степени духовного познания, совершенства во всех внутренних и внешних проявлениях и получивший иджазу тарикатов Чиштийя и Кадирийя. Большую часть знаний Раббани получил от своего отца, дополнив уроками у именитых учёных своего времени. Стоит отметить, что он брал знания не только по религиозным, но и по естественным наукам.
Отдельное внимание в своём обучении имам Раббани уделял изучению тафсира, хадисов и фикха. Уже в семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать, а через 3 года из-под его пера вышел труд «Исбату-н-Нубувва», посвящённый опровержению беспечных учёных, которые питали восторженные чувства к философам и желали видеть их чуть ли не выше пророков.
Особое место в религиозном интеллектуальном наследии имама Раббани занимает его отношение к тасаввуфу. Этот вопрос он освещал и в своей книге «Мактубат», о которой Камиль хазрат рассказал собравшимся на лекцию более подробно.
- «Мактубат» представляет собой сборник писем, написанных на фарси. Переписку имама Раббани со своими мюридами, с государственными деятелями собирали три его ученика. Именно поэтому труд выпущен в трёх томах. Учёный Мухаммад Рамзи перевёл книгу на арабский язык. Не единожды «Мактубат» был переиздан в Турции, Бейруте, Каире.
В 40-ом письме, адресованном муфтию Кабула, Раббани поднимает вопрос тасаввуфа, рассуждает, что есть ихлас, говорит о том, что тарикат есть слуга шариата.
- Целью тариката является приобретение искренности, уничтожение внутренних и внешних божков. Сам шариат включает в себя знания, действия и искренность. Быть искренним – это фарз. Из объяснений имама Раббани мы понимаем, что тарикат – это не набор зикров, а следование Сунне, Шариату. Это путь развития между тобой и Господом. К сожалению, на сегодняшний день книга «Мактубат» не издана на русском языке и не доступна широкому кругу читателей, поскольку не всё можно понять без дополнительного объяснения. Именно поэтому мы с вами собрались сегодня здесь и в течение всего года будем поднимать такие вопросы, как история письменной фиксации, изучения и опубликования Священного Корана, вероучение ахлю сунна вал-джамаа, ханафитский фикх и великое наследие цвета татарской богословской мысли.
В своём сборнике писем имам Раббани также говорит и о 12 путях образования цепочек в тарикате. К тому же учёный запрещал произносить ният (намерение) языков, ведь его место – в сердце.
Во всех произведениях имам Раббани обращался к Благородному Корану и Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Он неустанно повторял, что для спасения необходимо повернуться сердцем к Корану и следовать пророческому пути. Большую опасность для суфиев представлял отход от границ, указанных Всевышним и Его Пророком.
Подводя итог первому занятию, Камиль хазрат остановился на таком важном вопросе, как причина борьбы отдельных личностей с Сунной Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
- Это происходит, чтобы отодвинуть нас от Корана. Но мы должны помнить, что ахлю сунна вал-джамаа – это не джамаат одной мечети, республики, а большая дорога. Нас много, и мы разные. Это нормально, именно в этом красота нашей религии.
Ильмира Гафиятуллина, Казань