В эти дни Казань живёт абсолютно другой атмосферой, дышит только футболом и всем, что около – столица Татарстана стала одним из городов, принимающих в этом году матчи Чемпионата мира по футболу-2018. Примечательно, что российская сборная оказалась в одной команде с несколькими мусульманскими странами – Саудовской Аравией и Египтом.
Пожалуй, трудно поспорить с утверждением, что спорт – это прекрасный способ не только улучшить и поддерживать в надлежащем состоянии свое физическое здоровье, но и совершенствоваться духовно.
Достаточно вспомнить высказывание Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) о поддержании физического здоровья: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо». Об этом вспомнил сегодня в рамках пресс-конференции для региональных и федеральных СМИ муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.
- Спорт помогает в нашей жизни, позволяет держать себя в тонусе. Давайте вспомним один известный хадис. «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был в местности, именуемой Батха, к нему пришел Рукана со своим стадом овец (который был из числа самых сильных курайшитов). Он обратился к пророку (мир ему и благословение Всевышнего) со словами: «О Мухаммад, сможешь ли ты побороть меня?»
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «А что ты поставишь за поединок?» Рукана ответил: «Одну из моих овец». Тогда пророк (мир ему и благословение Всевышнего) стал бороться с ним и победил его. Рукана сказал: «Давай ещё раз!» Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) снова спросил: «А что ты поставишь за поединок?» Рукана ответил: «Ещё одну овцу». Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) снова победил его.
И так было несколько раз, после чего Рукана сказал: «О Мухаммад, клянусь Аллахом, никто еще не клал меня на лопатки до тебя, и никого не было для меня ненавистнее тебя! Но теперь я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и свидетельствую, что ты – посланник Аллаха!»
Также муфтий добавил, что уже на следующей неделе имамы республики будут сдавать нормы ГТО.
- Сам я очень хорошо отношусь к любому виду спорта, ведь он несёт две важные функции: воспитание физическое и духовное. Если же говорить о занятиях спортом с точки зрения религии, в том числе о популярных футболе и хоккее, то весь аурат закрыт. А в мусульманских странах очень любят играть в футбол. Вообще сам я больше люблю одиночные виды спорта, чем командные. В последнем случае часто собственные неудачи сваливают на плечи своих коллег по команде.
Что касается распространённого в последние дни мнения, что наш пост в месяц Рамадан повлиял на подготовку спортсменов из мусульманских стран, то это заблуждение. Пост никак не влияет на занятия физическим трудом. Я сам стараюсь больше двигаться в это время. Знаю ребят, которые в месяц Рамадан наоборот увеличивали количество тренировок.
Что касается подготовки к столь важному мероприятию, то, как отметил Камиль хазрат, Духовное управление вело подготовку к этому в течение 30 лет – возводились мечети, открывались халяль-заведения, налаживалась тесная связь с мусульманами из других регионов и стран.
- Каждый день в мечетях, расположенных в центре города, собираются наши братья из других стран, приходят посмотреть на обустройство и те, кто придерживается иных религиозных взглядов. Вчера в Кул Шарифе была принята делегация, а сегодня я встретился с соотечественниками-татарами из Австралии в составе 33 человек во главе с председателем татарско-башкирского общества Австралии Шухратом Вали.
Он рассказал о жизни татарской и мусульманской общественности в Аделаиде и отметил, что в городе проживает около 100 представителей татарской национальности. Приятно, что они не забыли свой родной язык. Они абсолютно не говорят на русском, но прекрасно владеют татарским языком.
Не обошли стороной и вопрос межрелигиозного мира и создания дружественной, добрососедской атмосферы, которая исконно считается визитной карточкой республики.
- Все мы жители одного дома, но у каждого из нас своя квартира, внутри которой у православных могут стоять иконы, а у меня будет находиться шамаиль. Каждый должен уважать внутреннюю квартиру, мир другого человека и помнить при этом, что мы живем в одном общем, большом доме. Это и есть секрет наших дружеских отношений между многонациональным и этноконфессиональным народом Татарстана. Нужно научиться любить друг друга. И я не о толерантности говорю. Это не толерантность, мы же не терпим друг друга. Мы именно дружим. Мы с Феофаном (митрополит Казанский и Татарстанский - прим.ред.) не обсуждаем те темы, в которых у нас могут возникнуть разногласия и которые могут нас разъединить. Есть общие вопросы, о которых нам нужно беседовать, проблемы, которые надо решать вместе. А что касается непосредственно атмосферы, то дружеские отношения не зависят от футбола. Тот мир и согласие, которое мы видим сейчас, - это результат ежедневного труда.
В ходе встречи Камиль хазрат также напомнил собравшимся журналистам, что в этом году Духовное управление мусульман Республики Татарстан впервые получило в ООН особый консультативный статус. По словам муфтия, это стало результатом многолетней работы. Был проведён круглый стол «Положение мусульман России на примере Республики Татарстан», активно мусульманское духовенство принимало участие в Совете Европы, в заседаниях ОБСЕ. Новое положение позволяет ДУМ РТ проводить экспертный анализ, мониторинг по целому ряду вопросов, а также выступая на площадках ООН, привлекая общественность к тем или иным проблемам.
- Казань по праву имеет статус северной столицей исламского мира, - отметил Камиль хазрат. - В Татарстане сосредоточены лучшие исламские образовательные центры и свыше четверти всех мечетей в России. Здесь в 922 году, предки современных татар – булгары, приняли Ислам в качестве государственной религии. И это стало ключевым и поворотным моментом не только в жизни татарского народа, но и повлияло на весь исторический ход событий Евразийского континента.
Примечательно, что в Россиии был принят ислам задолго до крещения Руси. Татарская богословская школа – одна из старейших и сильнейших не только в России, но и во всем исламском мире. В бесценных трудах и воззрениях именно татарских богословов мы можем черпать основы дружественного и веротерпимого Ислама, в возрождении ценностей которого сейчас так нуждается российская и мировая умма.
Ильмира Гафиятуллина