Какие процессы происходят сегодня в исламских сообществах?

Круглый стол, посвящённый теме ислама и религиозного активизма в Республике Татарстан.

Круглый стол, посвящённый теме ислама и религиозного активизма в Республике Татарстан.

Сегодня в Казани состоялся круглый стол, посвящённый теме ислама и религиозного активизма в Республике Татарстан. Организатором дискуссии выступает Центр исламоведческих исследований Академии Наук Республики Татарстан.

Среди основных спикеров – ректор Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин, сотрудники Центра исламоведческих исследований и приглашённые гости.

По словам Рината Патеева, директора ЦИИ АН РТ, на сегодняшний день есть целый ряд различных подходов и инструментариев определения того, какие процессы происходят в исламских сообществах.

К сожалению, уверен наш собеседник, несмотря на достаточно глубокую теоретическую разработанность, применение на практике таких терминов становится достаточно сложным, поскольку религиозное обыденное сознание сложное и многосоставное по своей сути.

Ринат Патеев.

Ринат Патеев.

«Центральное понятие нашей монографии, авторы которой сегодня выступают с презентацией своей работы, – исламский активизм. Это понятие несколько усредняет все эти подходы и даёт несколько иное теоретическое и практическое осмысление всех тех процессов, которые происходят в исламском сообществе. Нужно понимать, что формы и характеры исламского активизма очень сильно менялись с течением времени, особенно в татарском обществе. К примеру, к концу XIX века достаточно активно стали развиваться средства массовой коммуникации, в первую очередь мы говорим о печатном, типографском деле. Эти трансформации меняли и сам характер исламского активизма», – отмечает эксперт.

Эти процессы продолжались и в дальнейшем. Так, по словам Патеева, непростая ситуация с исламским активизмом была в начальный советский период.

Какие процессы происходят сегодня в исламских сообществах?

«Дело в том, что, помимо политической составляющей, очень активно менялись и социокультурные реалии общества, в том числе проходил процесс урбанизации и индустриализации. Традиционное мусульманское татарское сообщество, которое до этого было, как правило, связано с сельским пространством, тоже очень быстро менялось. Изучение подобных трансформаций и есть сфера наших исследовательских интересов, в частности моих собственных. Мы постарались рассмотреть, как исламский активизм трансформировался и менялся уже в новых условиях», – поделился директор Центра исламоведческих исследований.

Монография «Ислам и религиозный активизм в Республике Татарстан».

Монография «Ислам и религиозный активизм в Республике Татарстан».

В современном сложном плюралистичном мире, где мы видим достаточно активную трансформацию социокультурного и коммуникативного пространства, исламский активизм также динамично меняется.

«Мы с вами видим его различные формы от вполне умеренных до каких-то радикальных вещей. В целом же исламское сообщество интегрируется в нынешние реалии, формы активизма меняются во всех сферах общественной жизни. К примеру, сегодня мы наблюдаем феномен существования исламского тамады, психологических центров мусульман, видим активную работу в медиа-пространстве», – резюмировал эксперт.

Социальные комментарии Cackle