Какие процессы происходят сегодня в исламских сообществах?
Сегодня в Казани состоялся круглый стол, посвящённый теме ислама и религиозного активизма в Республике Татарстан. Организатором дискуссии выступает Центр исламоведческих исследований Академии Наук Республики Татарстан.
Среди основных спикеров – ректор Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин, сотрудники Центра исламоведческих исследований и приглашённые гости.
По словам Рината Патеева, директора ЦИИ АН РТ, на сегодняшний день есть целый ряд различных подходов и инструментариев определения того, какие процессы происходят в исламских сообществах.
К сожалению, уверен наш собеседник, несмотря на достаточно глубокую теоретическую разработанность, применение на практике таких терминов становится достаточно сложным, поскольку религиозное обыденное сознание сложное и многосоставное по своей сути.
«Центральное понятие нашей монографии, авторы которой сегодня выступают с презентацией своей работы, – исламский активизм. Это понятие несколько усредняет все эти подходы и даёт несколько иное теоретическое и практическое осмысление всех тех процессов, которые происходят в исламском сообществе. Нужно понимать, что формы и характеры исламского активизма очень сильно менялись с течением времени, особенно в татарском обществе. К примеру, к концу XIX века достаточно активно стали развиваться средства массовой коммуникации, в первую очередь мы говорим о печатном, типографском деле. Эти трансформации меняли и сам характер исламского активизма», – отмечает эксперт.
Эти процессы продолжались и в дальнейшем. Так, по словам Патеева, непростая ситуация с исламским активизмом была в начальный советский период.
«Дело в том, что, помимо политической составляющей, очень активно менялись и социокультурные реалии общества, в том числе проходил процесс урбанизации и индустриализации. Традиционное мусульманское татарское сообщество, которое до этого было, как правило, связано с сельским пространством, тоже очень быстро менялось. Изучение подобных трансформаций и есть сфера наших исследовательских интересов, в частности моих собственных. Мы постарались рассмотреть, как исламский активизм трансформировался и менялся уже в новых условиях», – поделился директор Центра исламоведческих исследований.
В современном сложном плюралистичном мире, где мы видим достаточно активную трансформацию социокультурного и коммуникативного пространства, исламский активизм также динамично меняется.
«Мы с вами видим его различные формы от вполне умеренных до каких-то радикальных вещей. В целом же исламское сообщество интегрируется в нынешние реалии, формы активизма меняются во всех сферах общественной жизни. К примеру, сегодня мы наблюдаем феномен существования исламского тамады, психологических центров мусульман, видим активную работу в медиа-пространстве», – резюмировал эксперт.
Читайте также:
-
Какой продолжительности должен быть сон, чтобы чувствовать себя бодрым и жизнерадостным?
Ученые всего мира в течение столетий бьются над этой проблемой, и до сих пор вопрос остается открытым. По утверждению некоторых ученых, человеку вполне достаточно 8 часов сна. Некоторые делят сутки на три равные доли: 8 часов – на производительный труд, 8 часов – на отдых и оставшиеся 8 часов – на сон. А кое-кто заявляет, что 4–5 часов сна человеку достаточно, чтобы восстановить силы
-
Как щедрость бедняка принесла ему богатство?
Жил на свете обычный бедный человек, сводил едва концы с концами, работая с утра до вечера на тяжелой работе. Но пришел день, и его уволили с работы. Человек очень огорчился, ведь ему нужно было кормить детей и жену. Целых три дня, начиная с раннего утра и до глубокого вечера, он обивал пороги в поисках работы, но везде ему доводилось слышать лишь отказ. Он готов был ухватится за любую работу, лишь бы было на что жить, однако увы, все было тщетно.
-
Ду’а и намаз – кратчайший путь сближения с Аллахом Та’аля
Слово «ду’а» многозначно оно означает «призыв, молитву, обращение, просьбу о помощи». А еще это понятие можно обозначить как «обращение раба к Аллаху Та’аля оказать помощь в осуществлении какого-либо действия или сбережения от какой-либо опасности, прославлении Всевышнего, выражения Ему благодарности и преданности».
Ду’а также можно определить как связующую нить между молящимся и Всевышним. Внешне эта связь кажется односторонней, однако молящийся выражает в своей ду’а надежду на то, что Всевышний его услышит и воспримет обращение.
-
Как звали молочных матерей Пророка Мухаммада(ﷺ) ?
Сообщается, что однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто хотел бы жениться на женщине, из числа обитательниц Рая, пусть женится на Умму Айман» (Ибн Сад, Табакат, 8/224), после этого Зейд ибн Хариса...
-
5 причин, по которым не принимаются молитвы
Вы молитесь и просите Всевышнего даровать вам что-либо или отвести от вас что-либо вредное. Но как бы вы усердно не взывали Всевышнему, ваши дуа остаются без ответа, а вы не понимаете в чем причина. Что вы делаете не так? Почему Аллах не отвечает на ваши молитвы?
-
Короткая сура, которая отражает весь смысл Корана
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) назвал эти семь аятов самыми ценными и самыми часто произносимыми. Через эту суру как через увеличительное стекло можно увидеть и изучить весь благородный Коран.
-
Татары в Польше? Откуда?!
История, судьба разбросала представителей татарского народа по всему миру, сделав для тюркского этноса Родиной и Поволжье, и Сибирь, и страны Средней Азии, и даже Китай или Австралию. Сегодня мы хотим вам рассказать о том, как сложилась жизнь татар в Польше.
-
Обладательницы этого имени смогут добиться желаемого
Она не торопится выйти замуж и очень долго присматривается к потенциальному избраннику. Только убедившись в честности намерений и побуждений мужчины, она откроет ему свое сердце и станет верной, надежной женой и чудесной заботливой матерью.