Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен – сто без одного, и тот, кто исчислит их, войдет в Рай. (хадис)
В Казани открыта выставка произведений классического исламского искусства IX-XIX вв. «Девяносто девять имен Всевышнего», представленных из богатейшей коллекции Фонда им. Ш. Марджани.
Экспозиция объединяет 99 уникальных шедевров, представляющих наивысшие технологические достижения эпохи – двуслойное и резное стекло, роспись по глазуревой керамике, инкрустации по металлу, бронзовые курильницы, листы Коранов. Рукописи и манускрипты, роскошно украшенные изысканными миниатюрами, иранский молитвенный ковер середины XVI в., на котором вытканы девяносто девять имен Всевышнего, дополняют коллекцию Фонда.
Выставка состоит из трех разделов, соответствующих основным историческим эпохам мусульманского Востока: от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингисидов и постмонгольский период .
В первом разделе собраны произведения из коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии. Основные принципы мусульманского искусства были заложены еще при жизни пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует), что определило облик исламского искусства на столетия вперед. Важнейшим видом искусства стала каллиграфия, считающаяся воплощением Божественного Слова. Тексты Корана и хадисы служили украшением мечетей, дворцов, предметов прикладного значения. Для мусульманина за любой арабской вязью стоял весь коранический текст, а вслед за ним – и Священный Коран.
Для мусульманина Бог неизобразим, откуда вытекает одна из важных особенностей мусульманской культуры: осторожное отношение к изображению живых существ. Знаменитый хадис о том, что художников на Страшном Суде попросят оживить созданные ими образы и подвергнут мучениям в наказание за попытку соперничать с Творцом, в контексте раннего ислама имел очевидную антиязыческую направленность. Таким образом, основами художественного творчества мусульман стали каллиграфия и орнамент — декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира.
Данная чаша принадлежит к небольшой группе двухслойных стеклянных предметов исламского периода. Целых сосудов, включая этот, известно всего четыре. Местом производства таких изделий считается Сирия – регион, где длительная традиция стеклоделия уходила корнями в римскую эпоху.
В странах Ближнего Востока задолго до появления ислама был широко распространен обычай сжигания ароматических веществ. Исламское общество полностью переняло эту традицию вместе с формами курильниц, которые были весьма распространены, в числе которых часто встречаются предметы в форме животного семейства кошачьих (рыси).
Второй раздел выставки «Девяносто девять имен Всевышнего» соотносится с временем правления Чингисидов и охватывает гораздо большее географическое пространство от Китая до степей Восточной Европы, так как искусство монгольской империи было единым на этой огромной территории.
Монгольское завоевание оказало огромное влияние на художественную культуру мусульманских стран. Мода на китайское искусство среди правящей монгольской верхушки способствовало тому, что под его воздействие попали все регионы исламского мира, включая Испанию. Фарфор, шелк, ювелирные изделия из Китая вызвали на мусульманском Востоке большое количество подражаний, в которых часто изображались образы птиц, относящиеся к кочевнической традиции евразийской степи.
Третий раздел, посвященный постмонгольскому периоду, составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских династий – Мамлюков (1250-1517), Османов (1281-1924), Тимуридов (1370-1507), Сефевидов (1501-1722). Наиболее широко в нем представлены рукописи, миниатюры, текстиль, которые снискали для мусульманского искусства мировую славу.
Так, на Ближнем Востоке процветали архитектура и прикладное искусство, создавались прекрасные иллюминированные рукописи, прежде всего Кораны. Кроме того, появилось множество великолепных теологических, географических и медицинских трактатов и произведений художественной литературы. Предметы из бронзы, украшенные инкрустацией, снискали большую популярность и играли большую роль в интерьерах дворцов и жилищ.
Высокого уровня достигла миниатюрная живопись и каллиграфия, основными почерками которой стали насх и сульс. Можно говорить о ювелирной сложности миниатюрной живописи, над которой помимо основного автора могли трудиться каллиграфы, орнаменталисты, позолотчики и несколько подмастерьев, растиравших краски и готовивших кисти.
Изначально, миниатюра, как правило, являлась составной частью книги, а с конца XVI в. возросло значение изображений на отдельных листах. Это было связано с ростом популярности альбомов муракка, представляющих собой подборки миниатюр на определенные темы и художественно оформленных образцов каллиграфии.
«Книга царей», выстраивающая в одну непрерывную последовательность всех правителей Ирана от легендарного сотворения мира до арабского завоевания 722 г., является одним из важнейших текстов для средневекового Ирана.
По подсчетам исследователей каждая страница этого колоссального Корана была размеров 220*115 см, благодаря чему рукопись получила широкую известность. Листы, а чаще отдельные строки из нее хранятся во многих музеях мира.
Этот молитвенный ковер, который является смысловым содержанием данной выставки, выткан на шелковой основе золотыми нитями и шерстяным ворсом. На поле ковра размещены цитаты из Корана, относящиеся к молитве, а также 99 прекрасных имен Всевышнего. Такие ковры представляли собой исключительно дорогую продукцию шахских мастерских Сефевидского Ирана.
В Средней Азии украшение интерьеров вышивками было давней традицией. В XIX веке вышивка стала здесь одним из самых развитых, популярных и процветающих видов искусства. Традиционно входя в состав женского приданого, вышитые изделия дополняли убранство как скромных сельских жилищ, так и роскошных ханских покоев.
Подробнее ознакомиться с уникальными произведениями классического искусства исламского мира IX-XIX вв. Вы можете в центре «Казань-Эрмитаж» до 9 ноября 2014 года.
Лейсан Тимергалиева