Мусульманский богослов и татарский историк, публицист и суфийский шейх – все это о Мухаммаде Мураде Рамзи, начавшем свой творческий и богословский путь в Казани и завершившим его в священной для всех мусульман Мекке.
Впервые на родине алима открылась выставка, посвященная его жизненному и творческому пути. В стенах Музея исламской культуры, расположенного на территории мечети Кул Шариф, теперь можно ознакомиться с наиболее выдающимися и ценными трудами Рамзи. Стоит отметить, что экспонаты для экспозиции были предоставлены муфтием Татарстана, председателем ДУМ РТ Камилем хазратом Самигуллиным.
Среди татарских интеллектуалов Мурад Рамзи обрел известность своим опубликованным в 1908 году историческим сочинением «Тальфик аль-ахбар…», тираж которого был конфискован, а автора ожидал арест. В этом сочинении Мурад Рамзи впервые после Шигабутдина Марджани предпринимает аналогичную попытку составления истории татарского народа с древнейших времени до современных для автора дней.
Не менее важными являются переводы с персидского на арабский язык трудов основных наставников накшбандийского тариката «Мактубат аш-шарифа…» и «Рашахат айни-ль-хаят», опубликованных в Мекке в 1889–1890 годах. В период между двумя революциями (буржуазной и большевистской) Рамзи много печатался в татарской периодике, откликаясь на проблемы, бурно обсуждаемые татарскими интеллектуалами начала XX века.
– Мухаммад Мурад Рамзи в совершенстве владел персидским и арабским языком. Его перевод на арабский язык труда «Мактубат аш-шарифа…» восхищал современников Рамзи и потомков. Работа его была настолько высоко оценена, что его имя предложили внести в список авторов труда. И по сей день нет человека, знающего эти языки на таком высоком уровне, - отметил Камиль хазрат Самигуллин.
Именно в Медине Рамзи стал последователем накшбандийской ветви суфизма, шейхом которого был Мухаммад Мурад. Богослов добился в этом направлении больших успехов, в числе которых – избрание его «халифе» (заместителем) своего учителя.
В советское время вплоть до 1980–90-х годов имя Мурад Рамзи оставалось почти неизвестным даже для научной общественности. Хотя в 1940–70-е годы историки и археологи Татарстана обращались к историческому труду Рамзи, но его жизненный путь и творческое наследие не были объектом внимания исследователей главным образом потому, что он придерживался кадимизма – направления в татарском просветительстве, считавшегося в советское время реакционным.
Рамзи подвергал жесткой критике таких реформаторов как Муса Бигиев (в частности, его перевод Корана) и других его сторонников.
В рамках выставки можно ознакомиться с его трудом «Талфик аль-ахбар», изданном в 1908 году в Оренбурге, переизданным в Ливане «Талфик аль-ахбар…» и современным изданием «Мактубат аш-шарифа…».
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Понравилась статья? Будем признательны за репост!