Какой он – ислам у татар? Какую роль играл в жизни целого народа? Какое место татары-мусульмане занимают в мировой умме?
На эти вопросы постарался ответить Данияр Гильмутдинов, старший научный сотрудник ОСП «Центр исламоведческих исследований» Академии наук Республики Татарстан в рамках запущенного Академией наук РТ цикла лекций, посвящённых 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией.
По словам лектора, мало у каких мусульманских народов в мире есть такая огромная история, связанная с исламом, исламская родословная.
Читайте также: Татары в исламе
Татары в этом смысле являются примером, образцом, некой путеводной звездой для многих народов.
Это связано с тем, что татары объединили в себе два качества – коренной ислам и диаспорный ислам. Такого соотношения очень мало. Оно очень интересно в плане диалога культур и существования ислама в немусульманском окружении.
«Но не обходится и без проблем. Во-первых, особенности модернизации, которые повлияли на ислам. Татары привнесли в ислам эту волну модернизации (джаддидизм). Сегодня этот тренд в общественной исламской жизни превалирует. Дискретность истории и межпоколенческие культурные взаимодействия: татары и их предки часто не по своей воле подвергались историческим пертурбациям, являлись некой стороной, терпящей какие-то политические или военные события, в результате которых менялась их идентичность, культура, история, государственность. Это внесло и свою лепту в восприятие ислама. Ещё один факт – татары-мусульмане дальше всех живут от центров мусульманского мира, арабская культура чуждая для них. Арабская традиция была тяжела для понимания и принятия для татар-мусульман. Татары всегда ощущали себя частью исламского мира, всегда смотрели по сторонам, как там живут в центре исламского мира, но сказать, что они себя полностью ассоциировали с этим миром, очень сложно», – уверен Данияр Гильмутдинов.
Особое внимание в ходе лекции спикер уделил тому, как менялось отношение российских императоров в отношении ислама и мусульманских народов. К примеру, для российских правителей было характерно несовпадение внешнего и внутреннего отношения к исламу, неполное принятие всего, что связано с исламом.
«Возьмём Петра I. Да, он немало сделал в русле восприятия ислама: приказал переводить Коран, учредил типографию с арабским шрифтом, открыл Азиатский музей. За годы своего правления он много сделал вещей, которые были полезны для понимания ислама в целом, его истинной сущности», – пояснил лектор.
Вторая половина XVIII века, по словам эксперта, ознаменовалась поворотом в отношении к татарам. Екатерина II, стоявшая тогда у власти, хорошо относилась к казанским татарам, дала разрешение строить мечети на территории Казани. Но при этом оставила о себе плохое впечатление на Кавказе и западных рубежах. Это ещё раз говорит о несовпадении отношений к «внутренним» мусульманам и «внешним».
«Если говорить об исламе у татар в целом, то он был и остаётся тюркским исламом, если не брать современные изменения (речь идёт об арабизации). Сейчас мы, к сожалению, являемся свидетелями отчуждение от своей национальной культуры. Ислам сегодня вынужден конкурировать с другими стилями жизни, иными субкультурами, с информационным потоком, другими обыденными событиями, наполняющими каждодневную жизнь человека. Чтобы принять и понять ислам, свою традиционную культуру, необходимо погрузиться в себя, рефлексировать над собственной идентичностью, погрузиться в понимание мировоззренческих основ своего народа и друг друга. Сегодня мы погружаемся в мир грёз, которые порождает современная киноиндустрия. Герои фильмов становятся более интересными и привлекательными, чем поиск истины и собственная культура. Эти проблемы позволяют понять, почему сегодня происходит отчуждение от понимания своей традиционной культуры», – уверен Гильмутдинов.
Отдельное внимание в ходе лекции было уделено и религиозному образованию, уровнем которого всегда славились татары.
«Между прочим, первые медресе, функционирующие отдельно от мечетей, создали тюркские народы. И это неудивительно, поскольку медресе в тюркском мусульманском мире играли важную роль. Именно сфера образования передавала исламское понимание из поколения в поколение», – подчеркнул спикер.
Медресе в городах Поволжья существовали как минимум с эпохи Золотой Орды, но были уничтожены после падения Казанского и Астраханского ханств в 1550 гг. На рубеже XVII-XVIII веков начинается возрождение мусульманской учёности среди татар. Возрождение образования в медресе возглавляли либо сами татары, зачастую получившие образование в мусульманских странах, либо выходцы из мусульманских государств, преимущественно Кавказа и Бухары.
Во второй половине XVIII-первой трети XIX вв. крупнейшим комплексом профессионального религиозного образования у татар были Каргалинские медресе, исламские учебные заведения среднеазиатского типа. Что характерно, учредителями всех знаменитых и популярных медресе Волго-Уральского региона были именно выходцы из учебных заведения Бухары.
Это интерсено: Муфтий рассказал о роли и месте татар в мусульманском мире
С точки зрения преемственности и регионального охвата среди сельских медресе наиболее показательным являлось одноименное медресе в деревне Мачкара (Маскара) Казанского уезда и губернии, ныне Кукморского района Татарстана. Создание медресе в деревне Мачкара относится как минимум к 1758 г.
Для Казани, начиная со второй четверти XIX века, центром образования становится Апанаевское медресе. Его становление относится к 1770 гг., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть.
«Медресе «Хусаиния» в Оренбурге было создано в 1889/90 учебном году братьями Ахметом баем и Гани баем Хусаиновыми. Курс обучения составлял 14 лет. В медресе преподавались в джадидском варианте такие религиозные дисциплины как фикх, тафсир, хадисоведение, сира, ахляк, история ислама, искусство проповеди. Одновременно преподавались и дисциплины естественно-научного цикла: физика, химия, геометрия и тригонометрия, психология, логика, элементарное право (немусульманское), гигиена и медицинские знания, политэкономия и торговое дело, бухгалтерия. Но медресе прежде всего славилось своим гуманитарным циклом. Ученики медресе изучали русский, арабский, фарси, французский, немецкий языки. Шакирдам преподавались татарская, русская, арабская, персидская литературы. В медресе изучались всемирная и российская история, история татар», – подытожил лектор.
Напомним, что цикл лекций в Академии наук РТ, посвященных истории ислама у татар, продолжается.
Следующей темой станет «Коран и его переводы у татар». Что несут в себе татарские образцы в период общего тренда возвращения к своим собственным религиозным устоям? Чем они отличаются между собой? Почему дореволюционное наследие игнорируется современными переводчиками?