Коран с момента его ниспослания XIV веков назад оставался в центре жизни мусульманин, жизни не только религиозной и нравственной, но и научной и исследовательской. Коранические науки являются одними из самых необходимых дисциплин для постижения Великого Корана, потому что он охватывает знания этого мира и иного.
Правоведы извлекают из него религиозные положения; грамматисты определяют правила арабского языка и выявляют ошибки в речи; богословы решают проблемы в контексте божественного откровения.
Ежегодно в Казани Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан в сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан проводит Международную исламскую конференцию. В этом году она проходит в юбилейный десятый раз и посвящена фиксации методов чтения Священного Писания. Мероприятие проводится в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир».
X международная богословская конференция «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем» 2024 года посвящена чрезвычайно важной теме, которая остается актуальной с момента кодификации Благородного Свитка по сей день. Речь идет о фиксации методов чтения священного текста на бумаге или экране компьютера и его воспроизведения вслух.
В работе X Международной исламской конференции приняли участие зарубежные и отечественные богословы, известные представители учёных кругов. Среди них известный ученый, исследователь Св. Корана пр. Мохаммед Аль-Ваэли (Королевство Бахрейн), пр. Мохамед Али Аатафай (Королевство Марокко), д-р Усама Хамад (Кафедра коранических наук и исламского образования Иракского университета, Республика Ирак), ученые-корановеды из Королевства Саудовской Аравии, Демократической Социалистической Республики Шри Ланка и др.
На конференции рассмотрели широкий комплекс проблем, связанных как с развитием коранических наук, изучающих методы чтения и фиксации священного текста, так и с дальнейшим изучением феномена «Казан басмасы», в том числе и новых достижений ученых мужей и богословов Татарстана в науке о чтении и фиксации священного текста в наши дни, конструирование новых форм исследований, выработки рекомендаций и норм методологии изучения коранических наук.
Священная Книга запечатлена особым и единственным в своем роде письменным способом передачи, вошедшим в историю под названием «Ар-Расм аль-‘Усмани». Будучи инновационным в свое время, он остается таковым и сегодня. Использованный метод передачи священного текста стал не только результатом труда первого поколения правоверных мусульман, но и подвигнул следующее поколение хранителей Слова Аллаха из числа ученых мужей к дальнейшему развитию науки о фиксации Священного Корана.
Объективные причины привели к возникновению другой, неотъемлемой части науки о чтении Священного Корана, известной как науки о диакритических знаках и настройках, т.е. знании о надстрочных и подстрочных знаков, значков, символов, указывающих на то или иное правило чтения Книги. Без знания этой науки невозможно правильно читать и постигать Благородную книгу Всевышнего Аллаха.
Татарский народ внес свой огромный вклад в мировую мусульманскую цивилизацию, впервые взявшись за печать Слова Всевышнего Аллаха. Этот процесс также сыграл свою особую роль в дальнейшем развитии коранической науки о настройках. Печать в 1803 г. первого издания Священного Корана в г. Казани, вошедшего в историю под названием «Казан басмасы», стало началом не только процесса мусульманского коранопечатания, но и стало новаторским проектом в деле развития науки о настройках и, в свою очередь, повлияло на ее дальнейшее развитие в условиях дальнейшего роста внимания к печатной фиксации Священного Корана и его повсеместному распространению.
Сегодня Казань, город, в котором в 1803 году был впервые напечатан священный Коран руками мусульман и для самих мусульман, продолжает свои традиции на пути служения книге Всевышнего Аллаха. Об этом заявил директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман, выступая на Конференции.
Спикер подчеркнул, что на этой стезе сегодня трудятся Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Болгарская исламская академия, Российский исламский институт, Центр подготовки хафизов при РИИ, Казанское медресе имени 1000-летия принятия ислама, Центр исламоведческих наук Академии наук Республики Татарстан.
«Однако сегодня всем очевидно, что мы нуждаемся в подготовке высококвалифицированных специалистов-знатоков в области написания и дальнейшего совершенствования чтения священной книги Всевышнего. Мы нуждаемся в создании полноценной грамотной мусульманской терминологии на русском языке и правильно переведенной специализированной литературе. В татарском языке проблемы, связанной с передачей специализированной коранической терминологии, не существует», – констатировал Салман.
Сохранение традиций Священного писания, Корана, для нас является важнейшей сунной нашего Пророка Мухаммада ﷺ, поэтому и наши предки, и мы в современных условиях уделяем в Татарстане этому большое внимание. Об этом заявил заместитель муфтия Татарстана по образованию, председатель Совета по исламскому образованию, ректор Российкого исламского института Рафик хазрат Мухаметшин, выступая на исламской конференции.
Спикер напомнил, что практически во всех медресе республики есть группы заучивания Корана, в 45 мечетях республики также действуют такие курсы. Российский исламский институт тоже уделяет большое внимание этому вопросу.
«Очень важно, что публикация Корана «Казан басмасы» – это наш бренд, который сыграл огромную роль, особенно среди тюркских народов, что способствовало заучиванию Корана», – подчеркнул ректор РИИ.
Еще одно важное направление – научное. Спикер напомнил, что конференция в Казани проходит уже в десятый раз, и ежегодно на ней рассматриваются актуальные проблемы коранистики.
«В Татарстане мы по всем направлениям – и заучивание Корана, и издание Корана, и научные проблемы – имеем определенные успехи», – констатировал Мухаметшин.
Казань по праву считается одним из научных богословских центров мировой исламской мысли, внесшей солидный вклад в развитие корановедения и толкования Корана, а толкование смыслов Священного Писания занимает важное место в науках, изучающих Священную Книгу мусульман. Одним из признаков Возрождения ислама в постсоветской России является проект рукописного Корана в Казани.
Выступил на мероприятии продолжающий традиции рукописного Корана профессиональный каллиграф хаттат Артур Писаренко. Он остановился, в частности, на вопросах написания Корана – на каллиграфии. По его словам, в массовой культуре арабскую каллиграфию позицианируют как искусство, когда как она является наукой изучения форм коранических букв.
«Ученые, хаттаты так горели желанием максимально совершенный вид придать тексту и буквам, что они в соответствии с множеством принципов, в том числе геометрическими, математическими, устанавливали законы эстетического баланса. Поэтому это все создалось в одну большую систему, и этому наследию уже XIV веков», - сказал он.
В последнее время в Татарстане очень много делается для издания Корана. ДУМ РТ презентовало издание Корана на новой технологической основе с учетом современных достижений. При этом есть несколько нерешенных вопросов. Об этом заявил главный советник отдела государственно-конфессиональных отношений Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Аскар Гатин.
«Безусловно, многие ученые у нас сейчас занимаются изучением Корана. Но есть такой момент: несмотря на то, что работа ведется, тем не менее, у нас аудитория получается очень узкой. То есть, есть люди, которые заучивают Коран, есть ученые, которые занимаются вопросами изучения Корана, а вот какого-то более широкого внимания к теме Корана у нас нет, несмотря на то, что Коран является священной книгой для мусульман и, конечно, хотелось бы подумать о том, как нам актуализировать изучение Корана. Понятно, что сейчас Коран-хафизов много в России, но они в основном обучаются у ученых и Коран-хафизов из республик Средней Азии. А вот татар – хафизов Корана у нас очень мало, и мы видим, что мусульман много, а людей, для которых Коран является своего рода живой книгой, к которой у них есть большой интерес, их очень мало. Может быть, в этом направлении необходимо подумать о проведении каких-то мероприятий.
Давайте вместе подумаем об этой работе, чтобы Коран стал не просто книгой, которую читают люди, но и руководством для мусульман, и большее количество людей проявляло бы к нему практический интерес, потому что Коран – это не лекарство от душевных и физических болезней, Коран – это и то, что связывает людей с Богом, Коран содержит ответы на очень многие фундаментальные вопросы. И, наверное, чтобы люди могли до конца понять потенциал Корана, нужно чтобы люди начали его читать», – отметил спикер.
В рамках Конференции также состоялся Семинар на тему «Начертание текста Священного Корана, его настройки, правила остановки и начала». Ведущими семинара стали д-р Мухаммад эль-Ваэли (Институт коранических рецитаций, Королевство Бахрейн) и д-р Мухаммад Али Атафай (Университет Карауин, филиал Касабланка, Королевство Марокко).
По итогам конференции будет принята резолюция.
Все фото: Ислам Тудей.
Гузель Набиева