Обязательно ли придерживаться одного из четырёх мазхабов? Для чего вообще они? Кто такой Абу Ханифа и каковы основные принципы ханафитского мазхаба?
Именно эти вопросы попытались обсудить участники мусульманского дискуссионного клуба, встретившись в прошедший четверг на очередном заседании под названием «Пятый мазхаб?! Нет, не слышал».
Как отметил Булат хазрат Мубараков, один из экспертов встречи, на сегодняшний день в обществе наблюдаются проблемы, связанные с отрицанием мазхабов и неправильным пониманием Шариата. Основная их причина – невежество людей.
Хазрат подчеркнул, что есть четыре великих мусульманских учёных, которые были муджтахидами – имам Абу Ханифа, имам Шафи’и, имам Ханбаль и имам Малик. Они делали иджтихад, то есть вели большую работу над религиозными предписаниями, по выявлению значений, знаков и доказательств шариата. Но, по словам эксперта, в наше время появились псевдомуджтахиды и псевдомукаллиды. Кроме того, есть мусульмане, которые не следуют мазхабам вообще или же вовсе их отрицают. Всё это - от невежества.
Что такое мазхаб? В исламе это школа шариатского права. В первые века после начала распространения Ислама, стало появляться множество почитаемых ученых-богословов, занимавшихся жизнеописанием пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и его учеников. На основе их трудов в последующем было создано немало школ практического применения Корана и Сунны.
Безусловно, до наших времён сохранились не все. На данный момент в мусульманском мире существует четыре основных мазхаба. На территории Поволжья традиционным считается ханафитский мазхаб. Назван он по имени великого учёного Азама Абу Ханифы.
Основателем самого распространённого в мире мазхаба является Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит аль-Куфи, который получил почётное прозвище «Имам Агзам», переводимое как «величайший из имамов».
Он родился в 80 году по Хиджре в Куфе, расположенной на территории современного Ирака. Общее и богословское образование получал в родном городе. При этом всю последующую жизнь он проводил в постоянной работе над своим интеллектуальным багажом. В 16-летнем возрасте вместе с отцом Абу Ханифа совершил паломничество в Мекку.
Семья имама была родом из Ирана и занималась торговлей шёлком. С малых лет Абу Ханифва начал проявлять интерес к различным религиозным и философским учениям, существовавшим тогда в Куфе. Повзрослев, он решил полностью отойти от торговли шёлком и всецело посвятить себя науке.
В первое время Азам Абу Ханифа принимал активнейшее участие в разного рода религиозно-философских диспутах между хариджитами, мутазилитами и представителями других групп. В последующем он заинтересовался мусульманским правом (фикхом).
Первым делом он начал тщательно изучать хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и аяты Корана. При этом учёный задался целью вывести из священных писаний и систематизировать правовые предписания, дав им одновременно научное обоснование.
Изучением фикха этот мусульманский философ занимался долго – около 28 лет. Наставниками его по исламскому праву в разные времена были такие почитаемые мусульманами богословы, как Амр ибн Джумахи, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хишам ибн Урва и т. д.
Известно, что Абу Ханифа учился у многих известных учёных своего времени. Так, знания по хадису он брал у Ата и от Нафиа, это были известные передатчики хадисов своего времени. Нафиа был вольноотпущенным рабом Абдуллы ибн Умара, сына халифа Умара, да будет ими доволен Аллах. Он находился рядом с ним и получал от них знания по хадису.
Также от него брал знания по хадису и имам Малик. Учёные по хадису говорят, что самый сильный иснад, который есть в религии – это те знания, которые передает имам Малик от Нафиа, от Ибн Умара. Также он брал хадисы от Катады и Хаммада ибн Абу Сулеймана. У последнего он учился порядка 18 лет.
Он не был просто знатоком фикха, который выносил фетвы, он также был величайшим абидом, аскетом, который проводил ночи в поклонении. Рассказывают, что Абу Ханифа шел с кем-то по рынку и услышал, как один человек говорит другому – «смотри, вот идет сам Абу Ханифа, он проводит всю ночь в поклонении». После этого он не оставлял ни одной ночи без поклонения, он говорил, что не хочет, чтобы про него говорили то, чего он не делает. (Подробнее: За что Абу Ханифа получил прозвище «вкопанный как столб»?)
Некоторые личности пытаются доказать, что ханафитский мазхаб – это некая философия, где всё основано на доводах разума, у него нет основания в Коране и Сунне. В своём усуле (основах) ханафитский мазхаб не противоречит источникам шариата, которых, как известно, четыре: Коран, хадисы, иджма (единогласное согласие муджтахидов своего времени о каком-то решении) и кыяс (суждение по аналогии).
Абу Ханифа брал решения из всех этих источников. Если решения не было ни в Коране, ни в Сунне, ни в иджме учёных, то в этом вопросе Абу Ханифа брал мнение какого-то сподвижника, если и этого не было, он делал кыяс.
Помимо самого Абу Ханифы, основателями ханафитского мазхаба считаются его последователи Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф.
Основанная Абу Ханифой религиозно-правовая школа, подвергшись влиянию его учеников, к настоящему времени разрослась до самой крупной в масштабах всего мира. Приверженцы этого мазхаба живут в России, Турции, Индии, Афганистане, Сирии, Пакистане, Индонезии и на Балканском полуострове.
Правоверные, проживающие в республиках бывшего Советского Союза, кроме чеченцев, ингушей и аварцев, также основываются на положения этой школы. Для неё характерен особый акцент на логике и суждениях, основанных на разуме.
Известно, что однажды Пророк, мир ему, сказал Абдулле ибн Умару: «Твоя религия – это твоя плоть и кровь, поэтому смотри, у кого берёшь знания по религии».
Напомним, что проект молодёжного мусульманского дискуссионного клуба успешно реализуется отделом социального развития Духовного управления мусульман РТ. В рамках проекта представители мусульманской молодёжи ищут ответы на актуальные вопросы, советуются с известными в разных сферах людьми и знакомятся с путями решений социальных проблем.
Во время встреч поднимаются как религиозные, так и светские вопросы. Заседания клуба проходят раз в две недели по четвергам в 17:30 в Галиевской мечети.
Ильмира Гафиятуллина