Важнейшим инструментом в противостоянии деструктивным религиозным организациям является просвещение и только просвещение на всех уровнях жизни человека, начиная от детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. О том, кто должен этим заниматься и какие программы позволят наполнить умы молодежи ""правильными знаниями о религии, обсудили в рамках круглого стола, прошедшего в РИИ.
В стенах Российского исламского института состоялся круглый стол «Проблемы восприятия деструктивных религиозных идеологий в современном мусульманском сообществе», где ученые-востоковеды, философы, исламоведы и представители органов власти обсудили способы эффективного противодействия вовлечению в террористические и экстремистские религиозные организации. В качестве организатором встречи выступили Российский исламский институт, Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте истории и международных отношений КФУ и Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Модераторами круглого стола стали ректор РИИ Рафик Мухаметшин и руководитель аппарата Антитеррористической комиссии РТ Ильдар Галиев.
Стоит отметить, что интерес к этой теме с каждым днем все растет, причем как на уровне религиозных учреждений, так и на уровне органов власти. Выйти из сложившейся ситуации можно лишь при активном взаимодействии этих двух сфер. Отдельная роль здесь отдается и средствам массовой информации, которые в погоне за рейтингом все чаще тиражируют отрицательную информацию, совершенно забывая о своем предназначении. Такой метод подачи информации приводит к устойчивой связи в мозгу у пользователя масс-медиа между исламом и терроризмом.
- Учитывая сегодняшнюю ситуацию на Ближнем Востоке, тема круглого стола приобретает все большую актуальность. Сегодня в нашей республике представлены практически все деструктивные группы, которые имеют распространение в мире. В принципе, все они работают по стандартным схемам и имеют идентичную структуру, - отметил в своем выступлении Ильдар Галиев, руководитель Аппарата Антитеррористической комиссии РТ. – Все эти террористические организации играют на чувстве разрозненности, одиночества. Взамен они окружают любовью, что позволяет вербовщикам манипулировать сознанием вновь прибывших в ряды террористических религиозных организаций.
Здесь крайне важно понять, что в первую очередь подобным действиям подвержены те, у кого отсутствует авторитет родителей в семье, либо дети, выросшие без отца. В таких экстремистских организациях они ищут и «находят» образ отца.
- Нужно работать и в семьях, и в школах, с детьми. Необходимо формировать критическое мышление. Отдельным пунктом стоит работа с бывшими заключенными, участниками таких организаций. Надо досконально продумать, каким образом подготовить студентов к работе с такими категориями наших граждан.
Как ответ на этот вопрос бывший участник запрещенной в России группировки «Хизб ут-Тахрир» рассказал о готовящейся учебной программе, рассчитанной на мусульман, студентов и шакирдов и призванной противостоять вербовки в радикальные организации. Программа рассчитана на 30 академических часов и состоит из трех частей. Здесь рассматриваются вопросы халифата, психологические и педагогические механизмы воздействие на сознание человека и история возникновения религиозных сект вплоть до нашего времени. Подобное пособие призвано научить различать резидентов сект и дать методику ухода от их манипуляций.
В этом ключе Ренат Музаферов предложил приспособить разрабатываемую программу и для практикующих мусульман, обучающихся в светских учебных заведениях.
- Около одной пятой мусульман являются постоянными прихожанами мечети, лишь 6-10% считают авторитетами имамов. Те, кто обучается в светских заведениях, выключаются из внимания. Необходимо вести работу и с ними.
Стоит отметить, что такого рода работа ведется и в мечетях Татарстана. По словам имама мечети «Казан нуры», по вечерам проходят лекции на татарском и русском языках, в рамках которых представители молодежи получают больше знаний об исламе, что помогает им противостоят вербовки в террористические группировки.
- Главная причина ухода нашей молодежи в радикальные организации – это поиск справедливости, - отметил Рустам хазрат Нургалеев.
Как отметили и студенты Российского исламского института, проблема разрозненности мусульманской уммы существует, игнорировать ее нельзя. Как результат возник проект «Яшьлэр бистэсе», представляющий собой преподавание студентами РИИ детям в татарских деревнях основ ислама. Планируется, что летом этот проект превратится в полноценный мусульманский лагерь.
Необходимо решать проблемы мусульман посильно. Не стоит забывать и о том, что творится внутри семьи, в том числе и о влиянии жены на мужа.
- Здесь целый комплекс проблем, которые вытекают друг из друга. Нужно не просто понимать суть проблемы, но и пропустить ее через себя, - уверен психолог.
Говоря о преподавании основ религий в начальных классах, присутствовавшие на круглом столе психологи и сотрудники центра повышения квалификации посетовали на отсутствие необходимых знаний у преподавателей, о неумении педагогов работать с детьми из религиозных семей. Зачастую это выливается в конфликты и непосещение определенных предметов, иногда даже и отчисление из учебного заведения.
Другой стороной проблемы является повсеместная интернетизация молодого поколения. Чтобы противостоять вербовке в различные радикальные организации необходимо вести активную борьбу и в электронном пространстве, заверил Дамир Шагавиев, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ.
В связи с этим студент первого курса РИИ Ахмад Ибрагимов презентовал интернет-проект muslimlife, в рамках которого планируется создать сайт с общественно полезными публикациями, запустить видеоблог, проводить активную работу в социальных сетях. К тому же орггруппа проекта планирует совместно с благотворительным фондом «Свет Корана» создать он-лайн платформу «Садака» и обучение Корану по Whatsapp.
Ильмира Гафиятуллина, Казань