Откуда ведёт свою историю мусульманско-православный диалог? Почему важно уметь находить точки соприкосновения с последователями иных религиозных мировоззрений? Как живут евреи в Шаббат? Почему нельзя смешивать политические взгляды с религиозным учением? Правда ли, что в Дагестан лучше вообще не ездить? Именно этими вопросами задались участники третьей международной летней школы «Болгарский диалог культур», которая в эти дни проходит в Болгаре в стенах Болгарской исламской академии, вместе с гостями мероприятия.
По словам Эльмиры Садыковой, директора Центра межрелигиозного диалога БИА, Татарстан – прекрасное место для изучения опыта мирного сосуществования и дружбы представителей различных религий и национальностей.
- Сегодня очень знаменательное событие – исполняется ровно месяц с момента подписания соглашения о сотрудничестве между Болгарской исламской академией и Казанской православной духовной семинарией, - напомнил в беседе со студентами протоиерей Алексий Колчерин. – На самом деле, очень много можно разработать и осуществить интересных совместных проектов, можно организовать постоянные лекции, в рамках которых будет проходить ознакомление не только с религиозными аспектами нашего существования, но и с культурой, традициями, обычаями друг друга. Мы настроены на позитив, на взаимное обогащение. Стоит отметить, что на сегодняшний день у нас есть много тем для общего обсуждения. Конечно, нельзя спорить с тем, что современный мир по большей своей части секулярен, однако основы нравственности, этики, вопросы семьи – они ведь очень схожи во всех религиях. Поэтому у нас всегда есть возможность поговорить, сохраняя и отстаивая наши общие фундаментальные ценности.
Но для того, чтобы понять друг друга и найти точки соприкосновения, очень важно знать историю, в том числе историю становления и дальнейшего развития получения религиозного образования на территории нашей республики. Но что такое религиозное образование? На сегодняшний день духовное/религиозное образование представляет собой то образование, которое готовит служителей священнослужителей какой-либо религиозной традиции, которые могут на современном языке объяснять основы веры, выступать в качестве преподавателей. Исходя из этого мы понимаем, что здесь большая часть учебной программы включает в себя богословские труды и тексты. Однако кроме этого блока, в духовном образовании есть место и светским предметам, в том числе истории, изучению языков и так далее.
- Ошибочно думать, что религиозное образование представляет собой закрытую от посторонних глаз систему. Что в христианской, что в мусульманской традиции духовное образование наполняет человека в том числе знаниями об устройстве мира, которые он готов и способен транслировать в массы.
Вернёмся к истории. Если говорить о системе мусульманского религиозного образования, то медресе в городах Поволжья существовали уже в эпоху Золотой Орды, однако были уничтожены после падения Казанского и Астраханского ханств в 1550 е гг. Лишь на рубеже XVII–XVIII веков начинается возрождение мусульманской учёности среди татарского народа.
Возрождение образования в медресе возглавлялось либо самими татарами, зачастую получившими образование в мусульманских странах, либо выходцами из мусульманских государств, преимущественно Кавказа и Бухары. Наиболее известные своим уровнем преподавания и свободомыслием медресе размещались вне Казани и Каргалы, а в Кышкаре (Арский район), Маскаре (Кукморский район), Стерлибаше (Приуралье). Только создание «Марджании» в Казани в 1870 е гг., «Хусаинии» в Оренбурге и «Расулии» в Троицке в 1890 е гг. обозначали начало традиции преобладания теоретического уровня городских медресе над сельскими в Поволжье и на Южном Урале. В отсутствие заметного технического прогресса целью медресе становится подготовка духовной и светской национальной элиты.
Возрождение профессионального образования и создания нового поколения улемов, как интеллектуальной и культурной элиты края, стало наиболее важным процессом развития мусульманского образования после 1552 г. По утверждению миссионера Я. Д. Коблова, «конфессиональная школа имеет для магометан огромное значение: она дисциплинирует их, превратив в строго организованную массу, в которой на практике нередко осуществляется лозунг «один за всех и все за одного».
Во второй половине XVIII-первой трети XIX вв. крупнейшим комплексом профессионального религиозного образования у татар были Каргалинские медресе. Они были исламскими учебными заведениями среднеазиатского типа. Именно выпускники Бухары создали практически все знаменитые медресе Волго-Уральского региона. Среднеазиатская система образования была основным примером и образцом для подражания.
С точки зрения преемственности и регионального охвата среди сельских медресе наиболее показательным являлось медресе Маскара — медресе в деревне Маскара Малмыжского уезда Казанской губернии, ныне с. Маскара Кукморского района Татарстана.
Для Казани, начиная со второй четверти XIX века, центром образования становится Апанаевское медресе. Его становление относится к 1770 м гг., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть.
История Медресе «Марджания» восходит к 1770 м годам, когда в Казани было завершено строительство первой соборной мечети («Юнусовская», затем «Марджания»). Шигабутдину Марджани впервые удалось создать классический тип медресе, в котором мударрис являлся абсолютно самостоятельной фигурой. Марджани создал новый тип взаимоотношений между мударрисом и главою прихода, между учителем и учениками. Модель Марджани представляла собой прежде всего модель научную и образовательную. Он создал на базе медресе мутаваллиат (попечительский совет) и получил санкцию на его существование в ОМДС, то есть вывел медресе из-под подчинения конкретному баю. В дальнейшем, как правило, независимые от баев и подконтрольные попечительским советам медресе стали центрами общественного движения. Он стремился привлечь внимание студентов к таким современным трудам, как произведения турецкого писателя-просветителя Ахмада Мидхата.
На рубеже XIX–XX вв. основателю джадидизма Исмагилу Гаспринскому удалось обеспечить единство национальной элиты. Центрами джадидизма у татар стали медресе «Мухаммадия», «Апанаевское» (оба в Казани), «Галия», «Усмания» (оба в Уфе), «Хусаиния» (в Оренбурге), «Расулия» (в Троицке), «Буби», где программа включала в себя преподавание религии на основе Корана и сунны, истории ислама, арабского, русского и татарского языков, тюрко-татарской истории и научных дисциплин.
Медресе «Мухаммадия» («Галеевское») в Казани было учреждено в 1882 г. имамом 5 й соборной мечети Казани Галимджаном Галиевым (Баруди) и его отцом купцом Мухамметзяном Галиевым, в честь которого и было в последствии названо. В «Мухаммадии» насчитывалось до 500 учащихся и 20 мугаллимов (преподавателей).
Медресе «Усмания» было одним из первых в России и первым в Уфе джадидским медресе. Оно было официально открыто в 1887 г. при Первой соборной мечети Уфы. Основателем и мударрисом был Хайрулла Усманов — имам первого прихода и ахун Уфы. Впоследствии медресе была названо в его честь. Первоначально это было типичное старометодное медресе. С 1895 г. ахун Хайрулла начал его реформировать по-джадидски. Преобразования сначала коснулись начальных классов, где детей стали обучать грамоте по звуковому методу, расширили программу (в неё были включены история ислама, таджвид, а также светские предметы: татарский язык, арифметика, география).
Затем медленно стали обновляться и старшие классы. В январе 1897 г. при медресе открылся русский класс.
Формирование и развитие системы религиозного образования стали одним из важных аспектов исламского возрождения 1990-х гг. Первое медресе в Татарстане было открыто в 1990 г. в г. Чистополе Габдулхаком Саматовым. В первой половине 1990-х гг. в республике появилось значительное количество мусульманских учебных заведений, которые в основном содержались за счет средств международных мусульманских благотворительных организаций.
К концу 1990-х гг. ситуация в этой сфере изменилась. Во-первых, все мусульманские учебные заведения подпали под юрисдикцию ДУМ РТ. Во-вторых, в связи с событиями осени 1999 г. на Северном Кавказе многие международные благотворительные мусульманские фонды вынуждены были свернуть свою деятельность, что сильно осложнило материальное положение всех без исключения мусульманских учебных заведений. По сути дела, под угрозой оказалась существование всей системы религиозного образования.
После объединительного съезда мусульман Татарстана в 1998 г. ДУМ РТ активизировало свою деятельность по разработке единых учебных программ для разных категорий учебных заведений. На сегодняшний день в Республике Татарстан сложилась ступенчатая система мусульманского религиозного образования, которая включает в себя примечетские воскресные курсы, медресе и высшее мусульманское учебное заведение (Российский исламский институт и Болгарская исламская академия).
- Стоит отметить, когда мы говорим о межрелигиозном диалоге, нельзя не отметить, что муфтий Татарстана Камиль хазрат и влыдыка Феофан принимают участие в общих мероприятиях, посещают праздничные мероприятия друг друга. Они действительно дружат, по-хорошему. Глядя на такой яркий пример, и мы сами с вами берём ту же самую тональность взаимоотношений. Это мудрая позиция, которая есть у предстоятелей наших общин, транслируются и на тех, кто работает непосредственно на местах. У нас общие ценности – нравственное, духовное воспитание, семейные ценности, работа с молодёжью, социальное служение. Нужно понимать, что лишь через совместную работу можно достичь благополучия нашего общества.
Не менее интересной оказалась беседа с главным раввином Казани и Республики Татарстан Ицхаков Гореликом, который рассказал об инициации мальчика, сколько раз в день молятся евреи и почему очень важно заранее готовиться к Шаббату.
- К примеру, в субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями, родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над напитками и угощением перед трапезой читаются молитвы. Готовим мы всё заранее, в пятницу. Каждый еврей должен чётко знать, где он будет в субботу. В пятницу по традиции готовится чолент — национальное кушанье из бобов или фасоли со специями и мясом. Блюдо до подачи на стол всё время стоит в духовке, отчего приобретает особый вкус. В субботу едят также фаршированную рыбу. Конечно, если речь идёт о безопасности человека, о его жизни, то правила субботы не действуют. К примеру, если роды у женщины начинаются в субботу, то, конечно, нельзя просить её отложить их до завтра.
Что интересно, у евреев мальчики становятся взрослыми в 13 лет. Когда мальчику исполняется тринадцать, его считают совершеннолетним и называют «бар-мицва» – "сын заповеди". Для совершеннолетней девочки есть другое название, «бат-мицва» – "дочь заповеди". Для религиозных евреев быть взрослым – это значит иметь множество обязанностей и нести ответственность за свои поступки. Нужно соблюдать все 613 заповедей иудаизма.
- Мальчик, достигший совершеннолетия, получает право читать Тору в синагоге, ему разрешается владеть какой-нибудь собственностью – не только книжками и игрушками, но и чем-то более серьёзным. Кроме того, он может жениться. Современные юноши таким правом пользуются довольно редко, но во времена, когда появились законы иудаизма, это было обычным делом. В первый Шабат после своего тринадцатого дня рождения мальчик приходит в синагогу и читает отрывок из Торы во время субботней службы. Девочки обычно ограничиваются небольшой лекцией на еврейскую тему. После этого устраивается настоящий пир.
Приятным завершением дня для участников и спикеров Школы стало знакомство с культурой Республики Дагестан, которое состоялось благодаря Сиражу Джавадбекову, руководителю ансамбля кавказского танца «Kazvkaz Style», который не просто рассказал о родном крае, но и провёл даже небольшой мастер-класс, научив ребят и з разных стран азам лезгинки.
Интересно, что в Республике Дагестан проживают представители порядка 72 национальностей, каждая из которых имеет свой особенный, уникальный, костюмный комплекс, который сложился исторически и по сей день передаётся из поколения в поколение, бережно хранясь.
Столица края, город Махачкала, расположена на западном берегу Каспийского моря. В народе бытует легенда, что на месте нынешней столицы Дагестана в седьмом веке находилась другая столица – Семендер. Она была главным городом Хазарского государства. А участок земли, где между горой Тарки-Тау и Каспием на узкой полоске побережья стоит Махачкала, имеет название «дагестанский коридор». В пятнадцатом столетии этим коридором владел Тарки-аул. Жители этого населенного пункта отстаивали свое право на этот участок земли во многих битвах. Находился Тарки-аул на месте сегодняшней столицы Дагестана.
Отдельная веха истории Дагестана связана с именем русского царя-реформатора Петра Первого. В 1722 году во время Персидского похода царь бывал здесь. Тихая удобная бухта у подножья горы Анджи-Арка понравилась русскому императору. Говорят, что на месте теперешнего маяка он оставил камень и повелел, чтобы каждый, бывший с ним, сделал то же самое. Так и появилось на горе Анджи-Арка новое военное укрепление, получившие название Петровское. Горцы прозвали эту крепость Анджикала…
Напомним, десятидневная международная летняя школа «Болгарский диалог культур» предлагает углубленное изучение культур и ментальностей народов мира, фундаментальный анализ ключевых регионов и стран - Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, Европы, а также России и Центральной Азии, моделирование работы комитетов международных организаций (ООН и ЮНЕСКО) в составе проектных групп, ежедневную программу лекций и семинаров, интенсивное обучение методике креативного и академического письма на русском языке.
Организаторами мероприятия выступают Группа стратегического видения "Россия-Исламский мир", Фонд Стратегического диалога и партнерства с исламским миром, Казанский федеральный университет (Институт международных отношений) и Болгарская исламская академия. По словам организаторов, проект направлен на развитие международных площадок для диалога культур и цивилизаций, ознакомление иностранных студентов с богатым духовным потенциалом Российской Федерации и Республики Татарстан. В мероприятии принимают участие 30 студентов из Китая, Сирии, Афганистана, Таджикистана, Ирака, Турции, Иордании, России.
Ильммира Гафиятуллина