"Нам нужно перестать популяризировать деятелей, которые внесли раскол в исламскую среду"

Почему молодежь стремится в радикально настроенные группировки? Каким образом некоммерческие культурные организации могут помочь в решении вопросов этноконфессионального взаимоуважения? Насколько успешным может оказаться взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций в качестве гаранта стабильного развития общества и государства? Каковы психологические предпосылки к вовлечению женщин в экстремистскую деятельность? Какую роль в профилактике экстремистских и террористических проявлений занимают духовные лидеры? Какие три «О» помогут улучшить эффективность противостояния радикальным течениям? Каков вклад активной молодежи в межконфессиональный и межэтнический мир? Это лишь часть тех многочисленных и разноаспектных вопросов, которые рассматривались ведущими российскими экспертами и участниками Молодежного этноконфессионального форума, который с 17 по 19 марта прошел в Пятигорске.

Инициатором проведения Форума выступила Международная Исламская Миссия, которая является старейшей исламской организацией России (учреждена она в 1962 году). Особое внимание в своей работе МИМ уделяет Северному Кавказу, а с 2015 года и Республике Крым. Так, на протяжении последних пяти лет Международной Исламской Миссией при поддержке НБФ «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» осуществляется программа по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и духовно-нравственному просвещению молодежи. С 2012 года при поддержке МИМ в регионах реализовано более 100 социальных проектов, в которых приняло участие более 75 тысяч человек.

По словам организаторов, основная цель Форума – утверждение ценностей гражданской солидарности, содействие гармоничному сосуществованию и конструктивному взаимодействию молодежи различных этнических и религиозных сообществ и создание условий для межнационального и межконфессионального диалога. Причем, как было отмечено, нет приоритета по региону проживания – в этом году на форум приехали делегации из Республики Крым, Удмуртии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Москвы и Республики Татарстан. Всего на Молодежный этноконфессиональный форум было подано более 200 заявок, из них 130 счастливчикам выпала удача оказаться в числе участников трехдневного интенсивного образовательного мероприятия.

Обмен опытом в области деятельности по гармонизации этноконфессиональных отношений; создание условий для формирования и развития сетевых форматов взаимодействие в деятельности по гармонизации этноконфессиональных отношений и духовно-нравственному воспитанию молодежи – именно такие задачи ставят перед собой организаторы Форума.

Уникальность такого события заключается в том, что оно призвано стать многофункциональной диалоговой, образовательной и практической площадкой, которая позволит не просто собрать в одном месте последователей исламских, христианских и иудейских религиозных организаций, а также представителей органов государственной власти, экспертов, ученых, представителей сложившегося гражданского сектора и потенциального актива гражданского общества из СКФО, Республики Крым и других регионов страны, но и обсудить сложившиеся в поликонфессиональной российской среде проблемы и разработать стратегию эффективного противостояния современный мировым вызовам.

В числе почетных гостей и экспертов форума были такие авторитетные личности, как Шафиг Пшихачев, Председатель Международной исламской миссии, Михаил Белоусов, заместитель начальника управления Президента РФ по внутренней политике, Салах Межиев, муфтий Чеченской Республики, Солтанахмед Каралаев, муфтий Республики Калмыкия, Магомед Абдурахманов, председатель Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан, Джамбулат Умаров, министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, Руслан Баиров, заместитель председателям Духовного управления мусульман Крыма, Али-Вячеслав Полосин, заместитель директора НБФ «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования», Юрий Шевко, президент научно-практического центра «Миротворец».

Среди поднимаемых экспертами и участниками Форума тем стали такие острые вопросы, как роль некоммерческих организаций в решении вопросов этноконфессионального взаимоуважения, причины радикализации молодежи и пути их преодоления, эффективное взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций как условие стабильного развития общества и государства, роль религиозных организаций в сохранении традиционных ценностей, практика решения межнациональных и межконфессиональных проблем, развитие этноконфессионального диалога в поликультурной среде, определение психологических предпосылок к вовлечению женщин в экстремистскую деятельность.

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем, по мнению организаторов и делегатов Форума, является непрекращающийся рост ухода юношей и девушек в ряды радикально настроенных организаций, совершающих множество террористических действий. По словам одного из экспертов профильной площадки Форума, приверженцы экстремистских идей уверены в том, что если умереть вне исламского государства, то велика вероятность попасть в ад. Зачастую при активной агитации используются слоганы подобного характера: «Победа или рай» (или мы победим и построим халифат, или погибнем на праведном пути, став шахидами, что приведет нас в рай).

- Отсутствие необходимых знаний, полное невежество в религии – вот бич нашего поколения. К этому примешивается еще и военный романтизм, который становится катализатором для молодежи. Имамы, помимо религиозного, должны иметь и светское образование. Духовное образование сужает рамки развития личности.

Перекладывание ответственности, суицид, нереализованная потребность в значимости, снижение ценности человеческой жизни, социальная изолированность, отчужденность, острое переживание неудач в отдельных областях жизнедеятельности – все эти факторы оказывают катализирующее действие. Как итог – человек приходит в террористическую организацию, где ему дают «дом, покой, уют и любовь». Вообще, как отметила в ходе одной из образовательных секций Ольга Палова, член редакционной коллегии журнала «Ислам в современном мире», существует три модели личности террориста: по убеждениям, психопатологический тип развития личности и способ выхода агрессии.

- Как происходит сама вербовка? Сначала происходит поиск подходящих кандидатов, после чего происходит психологическая обработка жертвы, изоляция и использование психотропных материалов. Далее следует процесс спецподготовки.

Лидеры подобных радикальных организаций не просто удовлетворяют обычные потребности человека, но и сама религиозная экстремистская идеология имеет надэтнический характер.

Каким образом можно избежать не только попадания в различные секты, которых с каждым днем становится все больше и больше, но и предотвратить возможные межконфессиональные и межэтнические конфликты? Один из участников Форума предложил концепцию трех «О»: образование, открытость религиозной элиты и откровенность. Пожалуй, четвертым пунктом сюда можно добавить объединение, о котором за эти три дня говорил каждый. Мы должны научиться сочетать в себе и космополитические взгляды, и любовь к своей стране, народу, уважать окружающих тебя людей. Яркий пример тому Чеченская Республика, где на митинге против карикатур на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) объединились мусульмане и около 40 тысяч православных жителей.

Обращаясь к истории возникновения этнических конфликтов, Владимир Мильдзихов, учредитель АНО «Агентство развития социальных инициатив», напомнил, что если раньше конфликты на межэтнической почве носили больше локальный характер, то сейчас они захватывают все большие пространства, выходя на мировой уровень. Ярким примером является Османская империя, которая разрушилась изнутри.

- Нельзя быть заложниками противоречий прошлого. Именно на этом сейчас играют заинтересованные в эскалации конфликта внутри полинациональной и поликонфессиональной России. Идет борьба за историю, которая несет в себе лишь негативный контекст, создаются и тиражируются даже специальные ролики, которые порочат отдельно взятые национальности и призывают к вооруженному противостоянию, меняется восприятие проблемы. Нужно осознавать эти провокационные моменты и игнорировать их. Все те ценности, которые мы с вами имеем, все они от Всевышнего Создателя, а не от нас с вами. Мы должны усилить передачу традиций от отца к сыну. Чтобы на пятничный намаз отцы приходили со своими детьми, рассказывали им о нашей религии, доносили истинные ценности ислама.

Конечный суд принадлежит Всевышнему, а сейчас мы повсеместно сталкиваемся с тем, что люди берут себе суть Божественного на себя, что делает их преступно грешными. Надо знать и ценить наше многообразие. Наше единство и есть базис, который существует издревле и имеет свои ценности.

- Да, безусловно, сейчас мы живем в век информационных технологий, когда доступ к информации есть абсолютно у каждого. Мгновенные знания, клиповое мышление – это недостатки нашей молодежи, да и более взрослого поколения, обитающего в сети Интернет. На сегодняшний день нет четкого концепта, как правильно строить поиски информации. Эти правила нужно как можно скорее разработать, в том числе внедрить их и в учебных заведениях. С этой полной информационной свободой модные тенденции стали гораздо интересней и актуальней, чем вековые традиции.

С сожалением эксперты площадки констатировали отсутствие у мусульман достаточных знаний о христианстве, что является еще одной довольно распространенной причиной недопонимания и последующих конфликтов. Человек мало обращается внимания на суть вещей, больше на мелочи.

- Однозначно надо действовать не через лекции, семинары, а через механизмы, близкие молодежи: в виртуальном мире больше возможностей для продуктивного для обоих сторон диалога. Нужна совместная, согласованная деятельность государственной власти и общественных структур, деятельность которых требует определенной координации. Привлечение исламской элиты (духовенства и общественных организаций) позволит дискредитировать нарративы ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ). Нужны конкретные, точечные научные исследование, открытое взаимодействие между исламской средой и академическим сообществом.

Лишь истинно исламское поведение позволит разрушить существующие вокруг ислама стереотипы. К этому нужно добавить синхронизацию слова, дела и образа. Также, по мнению Альбира хазрата Крганова, муфтия ЦРО Духовное Управление Мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият», председателя ДУМ Чувашской Республики, крайне важно научится верно использовать исламские термины.

- Нам надо усилить контакты мусульман и перестать популяризировать деятелей, которые внесли раскол в исламскую среду.

Молодежь – это индикатор того, что происходит в семье. Поэтому надо работать с теми, кто воспитывает детей. В первую очередь, с самими собой. То, что для наших предков было естественным вопросом добрососедства, сейчас расценивается как подвиг.

На итоговой дискуссии с представителями религиозной элиты России Али-Вячеслав Полосин напомнил собравшимся о заключении Мединского соглашения, которое стало первым в истории многоконфессионального государства. Также спикер обратил внимание на тот факт, что все аяты ситуативны.

В рамках Форума также прошла презентация социальных проектов, направленных на гармонизацию этноконфессиональных отношений (конвейер молодежных проектов).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle