Глава ДУМ РФ Равиль хазрат Гайнутдин опубликовал в открытом доступе письмо-обращение к президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову с различными обвинениями в адрес муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина.
Уважаемые представители религиозных общин России и исламоведы решили выразить свое мнение относительно сложившейся ситуации.
Относительно указанных в письме Равилем хазратом замечаний по тафсиру, то уже известно, что Камиль хазрат дал по ним исчерпывающий ответ. Та фраза, к которой предъявляют претензии некоторые наши братья, он разъяснил с точки зрения исламского богословия и отметил, что это не означает обращение с мольбой к мёртвым и испрашивание у них благодати.
Здесь речь идёт об одном из хадисов, в котором Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Я вам запрещал посещать могилы, а сейчас посещайте их, ибо они напомнят вам о вашей смерти». Тут имеется в виду, что человек обращается к могилам не с целью получить от них какую-то благодать, придавая Аллаху сотоварища, так как это неприемлемо для мусульманина, а для назидания, чтобы он увидел, что могила ожидает и его тоже. Осознавая это, человек может переоценить свою жизнь, пересмотреть своё отношение к людям в том числе.
Думаю, высказывание каких-то претензий сейчас, после детального, компетентного разъяснения Камилем хазратом этого момента – это уже не цель исправить что-то или сделать доброе наставление своему брату-мусульманину, а что-то другое.
Как мне видится, в этом обращении просматривается желание опорочить его, зная, что истинное понимание спорного абзаца уже компетентно разъяснено.
Считаю, что мусульмане вообще не должны друг друга обвинять, особенно учитывая, что это относится к нашему татарскому народу. Ведь, к сожалению, большинство наших соотечественников отдалились от религии. Говорить о каком-либо направлении исповедования ислама, что это сектантство, – в корне неправильно. Ислам сам по себе разнообразен в рамках изысканий великих исламских учёных прошлых веков. Ведь у них были разные мнения по тем или иным вопросам.
В рамках этих мнений мусульманин всегда был свободен. Также говорить сегодня, что какие-то наши учебные заведения являются сектантскими, потому что не соответствуют миропониманию отдельно взятого человека, тоже абсолютно неправильно: в любом учебном заведении человек получает основы знаний о религии в первую очередь.
Такие обвинения, считаю, продиктованы не желанием исправить ту или иную ситуацию, а другими целями. Так любого можно обвинить в сектантстве, если твоё мнение хоть чуть-чуть расходится с другим. Сегодня вместо того, чтобы взять за основу всё богатейшее наследие исламских учёных, которые никогда не враждовали между собой, одна группа мусульман берёт одного учёного и возносит его до уровня непогрешимого, а других считает заблудшими.
Само это письмо за подписью Равиля Гайнутдина, думаю, является вообще обращением не по адресу. Поскольку мусульмане должны решать вопросы внутреннего характера, привлекая для этого исламских учёных, но не обращаться с жалобами друг на друга к политическим деятелям или компетентным органам, отвлекая от их основной деятельности. Втягивать политиков во внутренние религиозные дрязги унизительно, как и прибегать к защите властных структур, опять же, отвлекая их от исполнения возложенных на них важных государственных функций.
С другой стороны, думаю, что в этом была заложена некая скрытая цель, вполне очевидная, при анализе всех его последних посланий. Мы знаем, что сейчас готовятся широко отметить 1100-летие со дня принятия ислама Волжской Булгарией под патронатом Президента РФ. Президент Татарстана Рустам Минниханов – один из организаторов такого большого мероприятия, которое пройдёт во всех регионах РФ. Естественно, на это будут выделены немалые федеральные средства.
Здесь уже идёт некое соревнование среди отдельных духовных управлений, в надежде «откусить» хороший кусок этого пирога в свою пользу.
Думаю, что приоритетное участие Духовного управления мусульман Татарстана будет наиболее правильным в таком мероприятии, ведь это историческая территория современного Татарстана. Ну, а участвовать в будущих торжествах, конечно, будут все регионы нашей необъятной страны.
Ещё один факт, который нельзя исключать из внимания, – сегодня многие крупные духовные управления заморозили свои отношения с ДУМ РФ. Мы знаем, что в нашей стране нет т.н. общероссийского духовного управления, есть отдельные крупные межрегиональные организации, некоторые из которых, вопреки своему реальному статусу, желают позиционировать себя именно общероссийскими.
Само желание предлагать себя в качестве единственного, безальтернативного представителя мусульман России – желание довольно сомнительное, но которое, к сожалению, имеет место быть. Это, в свою очередь, негативно влияет на возможность выстраивания добрых, партнерских взаимоотношений между многочисленными мусульманскими организациями.
Что же касается в целом деятельности Духовного управления мусульман Республики Татарстан под руководством Камиля хазрата, то достаточно мусульманину приехать в Татарстан, посетить мечети, а главное – посетить книжные магазины, где полки ломятся от разнообразия религиозной литературы, которую выпускает ДУМ РТ, чтобы понять, насколько высок уровень его работы. Немалое количество книг из Татарстана вывозят и распространяют по всей территории РФ, где проживает татарское население. К нам тоже обращаются с просьбой, чтобы мы закупали татарскую религиозную литературу или издавали сами.
Помимо этого, в структуре муфтията Татарстана есть много различных отделов, в том числе свой отдел фетв, что немаловажно для мусульман в регионах. В любое время туда можно обратиться, позвонить и получить компетентный ответ по тем или иным вопросам, хотя от некоторых муфтиятов не то, что получить ответ, элементарно до них дозвониться невозможно.
Не секрет, что даже сегодня большинство религиозных деятелей уровня имамов и муфтиев имеют образование ниже среднего или среднее, в отличие от многих имамов Татарстана, которые обучились и в РИИ, и в БИА, и в заграничных вузах, в том числе и Камиль хазрат. Многие из них в совершенстве владеют литературным арабским языков, имеют глубокие познания в области фикха и других исламских наук.
Сегодня большинство тех людей, которые занимаются критикой, если их посадить напротив Камиля хазрата и инициировать диалог о знании основ религиозных наук, думаю, многие из них постараются избежать подобной встречи, потому что не имеют достаточных знаний. Глубокие познания в исламских науках – это то, что отличает Камиля хазрата от многих других.
Главная причина появления такого письма на имя президента Республики Татарстан – тафсир, выпущенный на татарском языке Духовным управлением мусульман РТ, и обвинение в сектантстве. Нужно понимать, что секта – это такая узкая группа людей, которая исповедует определённые взгляды, отличающиеся от традиционных. Если говорить о нашем народе, то традицией является Ахлю Сунна валь Джамаа, классическое суннитское направление ислама, матуридитская акыда и ханафитский мазхаб.
Если мы с вами возьмём тафсир, выпущенный ДУМ РТ, то увидим, что во введении есть одобрения и признания выпуска тафсира со стороны Альбира хазрата Крганова, муфтиятов Коми, Крыма и Севастополя. Таким образом, обвиняя муфтият Татарстана в сектантстве, эти духовные управления можно обвинить в том же самом. То есть сектанты взяли и одобрили другого сектанта? Не особо приятно и логично это звучит.
Весь этот процесс начался с истории небольшого комментария первого аята суры «Ан-Назият». Но для начала надо разобраться, что такое тафсир? Это человеческое осмысление Божьего слова. Если мы посмотрим на мусульманское наследие тафсиров, то увидим, что на сегодняшний день издано около 2-3 тысяч фундаментальных многотомных трудов и небольших отрывков, листов (к примеру, есть такие тафсиры, которые сохранились на 1-2 листах). Многотысячные издания тафсира, которые нам ещё неизвестны, не извлечены из архивов, из книгохранилищ, остаются ненапечатанными.
Необходимо всегда приветствовать издание того или иного тафсира. В этом вопросе исходить нужно из того, что чем больше наше наследие, тем лучше для самих мусульман. Первым муфассиром, толкователем Корана, был сам Пророк (с.а.с.). На его смену пришли сахабы, их сменили последователи Мухаммада (с.а.с.) – табиины. Таким образом, работа по осмыслению божьего слова – Калям шариф – идёт и по сей день. Тафсир ДУМ Татарстана также является осмыслением слов Аллаха.
Каждый тафсир несёт в себе понимание автора или коллектива. Мы с вами знаем, что есть тафсиры, которые целиком основываются на предании; иные носят символический характер; другие делают уклон в сторону науки, есть публицистические, философские – очень много направлений. Тафсир ДУМ РТ – это некий синтез классических тафсиров и богословского наследия в области тафсира татарского народа. Поэтому обвинять этот тафсир в сектантстве не корректно.
Если посмотрим на толкование этих стихов, то мы должны знать, что каждый мусульманин обязан помнить, что при посещении святых обителей после совершения Хаджа или Умры, мы посещаем могилу нашего Пророка (с.а.с.), ибо он сказал, что тот, кто посетил его могилу, всё равно, что посетил его живым. Тот, кто совершил необходимые обряды в Мекке, но затем не посетил его, практически как человек, который его обидел, не почтил своим уважением. А ведь мы, мусульмане, в частности, татары, каждый день после произнесения азана возносим дуа со словами: «О, Аллах, надели же нас его защитой, его шафаатом в Судный день». Вопрос о могилах решается очень легко. У татар есть такая народная мудрость: «Уважай живых и не забывай места погребения (могилы) уже усопших». Уважение к усопшим всё равно, что уважение к живым. Это вопрос богословского характера.
Нужно понимать, что сколько тафсиров, столько и мнений. Если тебе нравится один тафсир, ты его читаешь, не нравится – не читаешь. Каждый тафсир выражает точку зрения автора или редакторского коллектива. Читатель вправе принимать или не принимать то, что изложено в тафсире. Но это не повод для обращения в адрес президента, главы государства или в ООН на предмет того, чтобы данный тафсир вывести из научного или религиозного оборота.
Давать же оценку человеку по редакции толкования – не совсем корректно. Есть книги, которые могут кому-то нравится, а кому-то нет. Нужно исходить из того, что выпуск любого тафсира надо приветствовать в силу того, что он обогащает наше осмысление слова Всевышнего.
Что же касается времени написания письма, то это также вызывает определённые вопросы. Мусульмане должны быть друг о друге хорошего мнения. Публикация такого письма выглядит не совсем уместно и вызывает недоумение. Во-первых, письмо направлено на имя президента Республики Татарстан. Мы все знаем, что религия отделена от государства, и вопросы, касающиеся внутриобщинной жизни того или иного управления, решаются на уровне Устава. Тем более, события, касающиеся ДУМ РТ, затрагивают только мусульман Татарстана. Действия Равиля хазрата можно расценивать и как вмешательство во внутренние дела другого управления.
Почему данное письмо появилось именно в преддверии Съезда? Не есть ли это попытка изменить ход событий? Уверен, что такого рода письма должны направляться не в адрес главы республики или государства, суть этого письма должна рассматриваться на богословском уровне. Отсюда возникает необходимость быстрейшего решения вопроса о создании Всероссийского совета улемов на базе Болгарской исламской академии. Такие вопросы должны рассматриваться на таком уровне, а не в том русле и духе, которому мы являемся сейчас свидетелями.
Заявление муфтия Гайнутдина выглядит достаточно непоследовательным. С одной стороны, некоторое время назад Равиль хазрат открыто заступался за тафсир Абдурахмана Саади, откровенно говоря, салафитское толкование Корана, которое в XX веке популяризировало то, что сегодня называют ваххабитским учением.
Гайнутдин сам признался, что этот тафсир применяется в том числе в образовательном процессе структур Совета муфтиев России. Это было удивительно. Причём, если посмотреть данный тафсир, отдельные трактовки, в том числе переводы аятов на русский язык, то можно сразу обнаружить множество моментов, на которые Равилю хазрату стоило бы обратить внимание.
Тем более, если московский муфтий открыто заявляет о позициях умеренности, срединности и толерантности. Здесь же из-за одного разночтения, из-за одной трактовки сначала начались активные обвинения в преднамеренном искажении, а сейчас пошла новая волна, связанная уже с личными обвинениями в адрес муфтия Камиля хазрата Самигуллина. Кстати у Равиля хазрата в структурах СМР тоже достаточно людей, которые обучались в Турции, в том числе, в различных суфийских джамаатах.
Причём подобные публичные обвинения звучат на фоне предстоящего Съезда мусульман, который состоится буквально через несколько дней – 12 апреля. Очевидно, что такого рода целенаправленно активизированный посыл – это отражение конкурентной борьбы между духовными управлениями и, в первую очередь, он связан с тем, что Камиль хазрат Самигуллин перехватил инициативу у московского муфтия в общефедеральной повестке, связанной с процессами вокруг российского мусульманского сообщества.
На сегодняшний день активная и достаточно результативная работа муфтия Татарстана, видимо, вызывает определённое раздражение со стороны Равиля хазрата. Просто по-другому сложно объяснить подобные публичные заявления. Вообще, если мы возьмём любой богословский труд, трактовку религиозного текста и спросим мнение различных богословов, то столкнёмся с тем, что всегда будут моменты, о которых можно бесконечно спорить. В этом отношении ничего удивительного нет. Вопрос в том, почему эти споры вдруг возникают и становятся публичными в определённый момент и в определённых условиях. Мне кажется, они должны вестись в каком-то другом формате, а не быть привязаны к определённым событиям и процессам, на которые хочется повлиять.
Никому не приятно наблюдать подобные ситуации в российской умме. К сожалению, так сложилось, что один муфтият недолюбливает другой. И причина тому не религиозные разногласия, а политические нюансы.
Всё это сильно отражается на рядовых верующих. Хотелось бы, чтобы подобных событий было меньше, тем более накануне месяца Рамадан. Неприятно видеть и читать такие новости. Зачастую те, кто других обвиняют, сами тиражируют книги и выпускают материалы не совсем классических взглядов и авторов. Это тоже вызывает много вопросов.
Если такое происходит, все лидеры мусульман к этому причастны. Надо учитывать мнение всех мусульман, не только мнение одного своего круга. Нельзя точку зрения определенных верующих выдавать за общее. Нам необходимо единое видение ислама, научный, обоснованный ислам.
Хочу отметить, что в большинстве случаев муфтиев и священнослужителей обвиняют в сектантстве, когда это кому-то становится выгодно. Камиль хазрат – уважаемый и образованный муфтий. Лично я его сектантом назвать не могу. А вообще всем желаю мирного неба над головой и хорошего весеннего настроения.
Islam-today