Что делать, если ваш близкий человек попал под разрушительное влияние деструктивных культов? Как вернуть его к прежней, нормальной жизни, при этом сохранив его психику в порядке? Какие есть методы по выведению личности из-под влияния сект и асоциальных организаций? А какой из них наиболее эффективный?
Ранее мы рассказывали вам о том, что существует три наиболее эффективных метода по выводу личности из деструктивных организаций, среди которых метод противодействия Д.Берга ("семья"), стратегия депрограммирования и метод Стивена Хассена. Сегодня мы более подробной остановимся на последнем, который, по мнению специалистов, является наиболее безопасным и успешным способом возвращения личности к обычной жизни, выведения ее из-под влияния культа или любой радикальной группы.
В своей первой книге Хассен предложил модель BITE (англ.) – поведенческий контроль, информационный контроль, контроль мыслительного процесса и эмоциональный контроль для описания контроля над сознанием. Стивен Хассен был на передовых рубежах проблемы контроля сознания и деструктивных культов в течение более чем 23 лет. Его перу принадлежит издание шумно одобренной критикой книги «Борьба с культовым контролем сознания: Бестселлер-руководство №1 по защите, спасению и исцелению от деструктивных культов». Именно он первым разработал новую концепцию помощи пострадавшим от контроля сознания, названной «подходом стратегического взаимодействия».
Этот подход является эффективной и легальной альтернативой для семей в помощи жертвам культа. Хассен поставил своей целью обучение членов семьи и друзей как стратегически влиять на человека, вовлеченного в группу. За годы своей работы Хассен провел многочисленные тренинги и семинары для профессиональных психиатров, педагогов и работников правоохранительных органов, также как и для семей, в которых есть члены культа.
Прежде чем разобрать, как надо действовать близким и родным, выводя человека из деструктивной организации, необходимо понять саму суть воздействия культа на отдельно взятую личность, механизмы их работы и степень влияния на человека.
В первую очередь, не лишним будет обратиться к самому определению понятия «культ». Вот что говорит Вебстеровский Третий Новый Международный Словарь:
По этому определению, большинство групп могут считаться культами. К тому же, культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.
В свою очередь, деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:
По этой модели, именно то, что группа делает, сама наполненность действий, придает ей деструктивный характер, а не ее неортодоксальные верования.
Вербовка в подобные организации, по Стивену Хассену, ведется с помощью двух методов: контроль сознания и "промывание мозгов". Когда речь идет о "промывании мозгов", то здесь характерна принудительность, физическое лишение свободы, зачастую использование пыток и прямого насилия. Вначале "промыватели мозгов" рассматриваются как враги, но в последствии именно они и формируют податливое поведение: ложные исповеди, признания.
Характерными чертами контроля сознания являются добровольное участие и сотрудничество. Изначально контролеры сознания рассматриваются в качестве добрых друзей, которые в ходе своих действий создают абсолютно новую идентичность (интернализация новых верований).
Контроль сознания может быть понят в свете четырех основных сфер: контроль поведения, информации, мышления (мыслей) и эмоций (чувств).
Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.
Контроль поведения
Контроль информации
Контроль мышления
Контроль эмоций
Существует три стадии завоевания контроля над сознанием.
1. Размораживание
Характеризуется такими методами, как дезориентация, изменение диеты, медитации, монотонное говорение, лишение сна и приватности. Человека принуждают поставить под сомнение свою идентичность.
2. Изменение.
На этой стадии происходит создание и навязывание новой идентичности, другими членами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.;
3. Замораживание (закрепление новых моделей поведения):
На этой стадии новая идентичность укрепляется. Происходит отказ от старой идентичности, в том числе имущества, осуществляется переход к культовой деятельности вербовке, сбору пожертвований и т.д.
Итогом такой вербовки становится наличие определенного вида проблем у жертв культового контроля сознания. Среди которых: крайнее нарушение идентичности, приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, потеря друзей, семьи, духовное «насилие» над душой.
Люди покидают культы несколькими путями: уходят, их выгоняют, им советуют уйти (уходят по совету, в результате консультации). Здесь многое зависит от глубины, вовлеченности в группу, от опыта (был ли участником подобных культов ранее).
В процессе по выводу из культа и последующей реабилитации главную роль играет процесс, а семья и друзья представляют собой команду стратегического взаимодействия. Не должно быть абсолютно никакой критики, так как необходимо заручиться полным доверием человека. Предварительно нужно собрать всю возможную информацию о той секте, куда попал человек: когда возникла, кто стоял у истоков, кто и почему ушел, какую деятельность эта организация ведет, что говорят о ее лидере посторонние, сами сторонники секты. Эта информация позволит посеять зерна сомнения, и перед человеком встанет вопрос: слепая вера или, все-таки, знание? При выведении из деструктивного культа важно иметь портрет человек до и после попадания под воздействие вербовщика.
Важна работа с частями себя или с субличностями: обнаружение, принятие, обучение и интегрирование. Не лишним будет сделать письменный конспект впечатлений (опыта): временная линия, люди, события, места, рассортировав его при этом на позитивные, негативные и курьезные впечатления (переживания); восстановить мысли, чувства и поступки.
После выхода из культа человеку предстоит пересоздать свою личную жизнь: переделать личную историю, приобщаясь к новым людям, обретая умения, и приобретая силу действовать так, как хочется.
Основной (ключевой) принцип состоит в приобретении способностей (безопасности, доверия, новых взятых за образец умений), а не просто в повторном переживании травмы! Здесь важно и нужно обратиться к специалистам, встречаться и поддерживать общение с другими бывшими участниками культов.
Ильмира Гафиятуллина, Казань