А Вы знаете, чем отличается радикал, экстремист и террорист друг от друга? А как правильно вести профилактическую работу, чтобы она давала выхлоп? А почему так важно использовать правильные трактовки терминов? А как давно Вы слышали в последний раз, чтобы кто-то говорил не о всесведущей толерантности, а именно о дружбе народов, настоящей, искренней?
Напомним, что в эти дни в Карачаево-Черкесской республике проходит Всероссийский форум «Формула согласия», направленный на профилактику экстремистских проявлений среди молодого поколения. По словам Алексея Старостина, эксперта Уральской ассоциации «Центр этнопокнфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», в своём выступлении, посвящённом профилактике радикальных проявлений среди различных категорий населения в РФ, крайне важно понимать хотя бы минимальные различия между радикализмом, экстремизмом и терроризмом.
- Мы должны иметь в виду, что главной составляющей экстремизма является его публичность. Причём никакой роли не играет тот факт, был ли этот призыв успешным или он не достиг цели. Что же касается профилактики, то специалисты по работе не всегда имеют верное представление, что заключается в этом термине и насколько важен сам процесс проведения профилактических работ. Ведь они включают в себя не только и не столько снижение уровня радикализации, сколько недопущение распространения экстремистских идей. В этом разрезе очень интересен опыт Дагестана, где создали Совет религиозных деятелей, получивших религиозное образование за рубежом, а сейчас занимаются разработкой памяток. Отдельно хочется отметить возрождение истории и культуры народов Дагестана, молодёжные жилищные программы и попытки решить вопрос безработицы среди молодого поколения.
Что касается навязанного понятия «религиозный экстремизм», которое мы видим сейчас буквально во всех средствах массовой информации и слышим из всех уст, то это определение алогично по своей сути. Именно этого и начал своё выступление Хаджимурат Гацалов, Председатель Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания.
- Мы с вами должны рассматривать, анализировать не только фрагмент, непосредственно предшествующий конкретной ситуации, но и видеть весь процесс, чтобы иметь возможность реагировать правильно. Что касается псевдо понятия «религиозный экстремизм», то априори такого не может быть, поскольку в любой религии заключён мир. Это экстремизм может быть на религиозной, национальной, политической или любой другой почве. Но никак не наоборот.
К сожалению, как отметил спикер, сейчас очень много говорят об Исламе именно с негативной точки зрения. Однако, если углубиться в историю появления Ислама и его дальнейшего развития, то мы с Вами увидим, что всё это навязанный стереотип. Войны были на протяжении всего существования человечества, начиная с древних времён и заканчивая сегодняшним днём. Вот только глупо обвинять во всём религию Ислам, утверждая, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) призывал к военным действиям и ожесточённому поведению.
- «Ислам» состоит из двух слов, которые означают мир, покорность, БЕЗОПАСНОСТЬ. Достаточно знать это, чтобы понять, что радикалы воюют, в первую очередь, против Ислама, используя при этом мусульманскую риторику. Обратите внимание: все наши богословы в основе концепции зла видят два аспекта – невежество и отсутствие благого нрава. Поэтому мы должны обучать и воспитывать, доходить до самого сердца. Бессмысленно переубеждать войной, насильственными действиями. Это нужно делать через слово, через идеологию Ислама. Ведь для чего пришёл Ислам? Помимо религии, он дал нам защиту жизни человека, его чести и достоинства, имущества.
В свою очередь Руслан Курбанов, председатель исполкома «Российского конгресса народов Кавказа» обратил внимание собравшихся коллег на то, что уже давно пора отходить от формализированных терминов, тем более в общении с молодым поколением.
- Вы обращали внимание на то, что даже в, казалось бы, мононациональных регионах или городах рядом нами бок о бок проживают представители других национальностей, носители иных религиозных ценностей? А как часто мы просто заходили к ним в гости? Изучали их культуру, пытались выучить хотя бы несколько слов на их родном языке? А приглашали их на свои национальные праздники?.. Ведь именно это и есть дружба народов, а не популярная сейчас толерантность. Нужно узнавать друг друга, получать знания о своей религии, о том, как мы все обогащаем друг друга. Ведь интеграция – это всегда двухстороннее движение.
Яркие тому примеры мы можем найти в истории Ислама: имам Шамиль, к примеру, возродил православную церковь для русских солдат. Даже в годы затяжной Кавказской войны всегда было уважение.
Ведь что такое Россия – это страна с открытым сердцем, двери в которое всегда распахнуты для гостей.
Ильмира Гафиятуллина