Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

В современном мире, когда о событии говорят как об успешном мероприятии только тогда, когда информация о нём появилась в СМИ, ни одна из сфер жизни общества не остаётся без внимания журналистов, в том числе и религия. Но как правильно рассказывать о каком-либо религиозном учении? Уместно ли здесь, как говорится, хайповать или лучше говорить просто, честно и без прикрас? Найти консенсус в этом вопросе пытались участники практической сессии «Медиа о религии: хайп или факты», которая состоялась сегодня в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanSummit».

Вопрос освещения сотрудниками масс-медиа жизни религиозной общины в последнее время стоит особо остро, поскольку всё чаще встречаются материалы, несущие в себе негативное отношение к исламскому вероучению и мусульманам в целом.

Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

По мнению исполнительного директора крупнейшего информационного агентства Турции «Анадолу» Боры Байрактара, среди журналистов существует привычка освещать события, связанные с религией, преимущественно в отрицательном ключе, опираясь на то, что таким образом растут рейтинги издания.

«Мы с вами должны понимать, что слова имеют важность, особую силу. Когда мы с вами, коллеги, освещаем события, связанные с любой из мировых религией, то должны понимать, что надо быть внимательными, особенно когда дело касается веры других людей. А нашим молодым репортёрам старшие коллеги должны объяснять, как работать с этой повесткой. Нужно не навешивать ярлыки, развивать эмпатию, сострадание», – уверен спикер.

Эксперт из Турции уверен, что, помимо манипуляции, существует проблема беззаботности журналистов и отсутствия человеческого отношения. К сожалению, журналисты привыкли освещать события, носящие религиозный характер, больше с негативной точки зрения, в отрицательном ключе.

Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

«Здесь свою роль играют и политические проблемы, связанные с идеологией конкретного государства, ксенофобией, исламофобией, с мигрантами, которые также влияют на повестку освещения событий», – подчёркивает Байрактар.

Мы должны помнить о том, что журналисты, пользуясь доверием своей аудитории, могут смещать фокус с одной проблемы на другую, муссируя те факты, которые для них более удобные и выгодные, зачастую играя на конкретных стереотипах.

Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

В основе такой глобальной проблемы, как отметили участники встречи, – отсутствие понимания, что религия не несёт в себе негатива или злобы. Здесь, уверен главный редактор сайта Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Исмаил Наширбанов, рядом с религиозной повесткой использование термина «хайп» крайне неуместно:

«Слово хайп не совсем уместно в данном контексте, поскольку это говорит больше про провокационный дискурс. Позитивных значений у этого слова нет, сплошной негатив. Настраивать общество на негатив с нашей точки зрения не совсем правильно. Журналистам стоит поучиться у религиозных структур желанию сотрудничать здесь и сейчас, состраданию. Мы должны найти точки созидания и содействия в будущем».

Со словами эксперта согласился и Шамиль Садыков, генеральный директор АО «Татмедиа», отметивший, что для внеконфессионального издания крайне важно уметь соблюдать баланс в освещении жизни представителей различных религиозных общин.

К примеру, в Татарстане, по его словам, сложилась позитивная практика, когда с каким-либо праздником население республики представляют лидеры всех мировых религий, существующих на территории Татарстана. Зачастую сами журналисты направляют друг друга, помня о том, что каждая из традиционных для России религий имеет право и должна быть представлена на страницах СМИ в равном объёме.

Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

В свою очередь модератор секции Анна Беликова подчеркнула, что не всегда в существующей информационной повестке дня виноваты СМИ, поскольку журналистам свойственно отражать ту действительность, которую они видят вокруг, являясь своеобразным зеркалом общества.

К словам коллеги присоединилась и журналистка, писательница из Египта Доха Асси. Она уверена, что медиа играет огромную роль в создании общественного мнения, являясь одним из важнейших инструментов нашей обыденной жизни.

«Перед каждым журналистом рано или поздно встаёт вопрос: что писать, если всё хорошо? От многих моих коллег ждут драмы, освещения острой социальной проблемы. Но это не значит, что мы должны сосредотачиваться на негативе. На мой взгляд, в СМИ должны звучать разные голоса, в материалах должны быть отражены различные точки зрения, чтобы информация была более объективной и давала читателю возможность сделать выбор самому», – резюмировала Доха.

Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

Но при этом нельзя говорить о том, что российские журналисты целенаправленно пишут негативные материалы о религии, уверен главный редактор портала «Ислам.ру» Магомед Магомедов.

«Если мы говорим о российской журналистике, то здесь остро стоит вопрос кадров, пишущих на конфессиональную тематику. Надо готовить соответствующих журналистов, организовывать ежегодные курсы повышения квалификации для тех, кто пишет на религиозные темы. Ведь главная проблема заключена в незнании элементарных терминов. Среди таких примеров – когда простого имама называют муфтием», – поделился с коллегами Магомедов.

При этом он абсолютно уверен в том, что хайп на религиозной тематике возможен, но нужно понимать границы дозволенного и не переступать через них.

Журналисты о религии: хайпануть или рассказать честно?

К примеру, последние тренды можно использовать при создании роликов, несущих в себе традиционные ценности, рассказывающие о важности помощи людям и бережном отношении друг к другу и к природе. При этом подача информации должна быть выверенной, согласованной с представителем конкретной конфессии.

Открытым остался ещё один вопрос – куда обращаться журналистам, как создать некий ресурс, где была бы размещена соответствующая религиозная терминология.

«Потенциал конфессиональных СМИ огромен. Журналисты таких изданий занимаются популяризацией богословского наследия, теологических кадров России. Нужно использовать эти возможности активней», – резюмировал Магомедов.

ИД «Хузур» представил свою продукцию на KazanSummit-2021
Казань принимает XII Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit» – главную площадку экономического взаимодействия Российской Федерации и стран исламского мира.
28.07.2021
446

Напомним, что ежегодный форум «Россия – Исламский мир: KazanSummit» – главная площадка экономического взаимодействия Российской Федерации и стран исламского мира.

Впервые Международный экономический саммит России и стран-участниц Организации исламского сотрудничества (ОИС) прошёл в 2009 году, создав ведущую международную платформу для обсуждения вопросов сотрудничества и реализации совместных проектов.

Ежегодный Международный экономический саммит России и стран-участниц ОИС проходит при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан.

Социальные комментарии Cackle