"Западная цивилизация всегда воспринимала ислам как угрозу европейским ценностям и решительно отвергала его…" Фуркан Шенай
В пылающий костер исламофобии в европейских странах дрова подкидывают и СМИ. Проблема СМИ заключается в том, что они не готовы справиться с проблемой исламофобии. Многие западные издания имеют исторически сформировавшийся подход к стереотипному изображению мусульман весьма кровожадными. Взглянув на образы пророка Мухаммада (мир ему) в западных пьесах, на то, как османы изображены в комиксах или в церковных росписях, можно увидеть, что исторические стереотипы о мусульманах давно увековечены в искусстве и средствах массовой информации.
Проблема со средствами массовой информации сегодня выходит на первый план. Газеты публикуют то, что продается и привлекает аудиторию. Сначала они освещают военные конфликты и только потом - политические. Когда дело касается экстремизма, средства массовой информации говорят о мусульманах. Экстремизм действительно является важным вопросом современности, и присущ всем религиям. Проблема в том, что, изображая мусульман, западные СМИ всегда фокусируются на них как на единственных экстремистах.
В 2001 г. 2 % репортажей СМИ были посвящены экстремизму, и только 0,1 % - более широкому мусульманскому опыту. В 2011 г. тема экстремизма занимала до 25 % репортажей, а освещение мусульманского мира в целом по-прежнему осталось на уровне 0,1 %. Концентрация внимания СМИ на мусульманском экстремизме способствует формированию исламофобных стереотипов в сознании людей. Нет ничего плохого в критике экстремистских актов, но когда СМИ приписывают их целой религии или сообществу, это представляет существенную проблему.
Если массовые расправы начнутся в любой европейской стране, внимание всего мира будет приковано к этому. Когда такое произошло в Египте, многие газеты Франции и Германии представили это как обычный инцидент. Некоторые страны выбрали политику бездействия, или, как выразился профессор Джон Эспозито, «бездействие – это и есть действие.» Молчание только способствует продолжению процесса, а замалчивание событий в Египте представляет собой скрытую исламофобскую мотивацию.
Возможно, не всегда реакции мусульман на исламофобские нападения уместны. Но легитимизация исламофобии через реакцию мусульман представляет собой политический замысел. Цель - спровоцировать мусульманскую общину к проведению демонстраций и даже актов насилия, с целью изобразить их агрессивными и опасными. Это то, чего должны остерегаться все мусульмане, особенно живущие в западных обществах.
Наиболее важным вопросом с юридической точки зрения является тонкая грань между свободой выражения и унизительными заявлениями. Свобода мнения часто используется как прикрытие для разжигания ненависти. Язык вражды представляет собой злоупотребление свободой выражения. Законы против дискриминации уже вступили в силу во многих странах, тем не менее сохранилась потребность в правовых нормах, которые обеспечат более безопасное и терпимое жизненное пространство в обществе. Это - основная потребность, которая будет удерживать людей от причинения вреда ценностям друг друга в политикультурном пространстве.
Свобода слова и свобода выражения не могут быть использованы как инструмент речей и выступлений на почве ненависти. Поэтому исламофобские речи представляют собой прямую угрозу для сосуществования мусульман и европейцев, которое является основой для мира в социальном пространстве, так как преступления на почве ненависти совершаются вследствие речей, пропагандирующих ненависть. Должна быть проведена четкая граница между выражением идей и уничижительными заявлениями. Выступления и речи, которые оскорбляют ценности других народов, указывают на сообщество как источник всех социальных проблем, и заставляют людей нападать друг на друга – это далеко не свобода выражения мнения. Использование преступлений на почве ненависти в качестве инструмента для политических провокаций не содействует укреплению мира, а представляет собой "психологический террор".
Очевидно, что мусульманские общины нуждаются в моральной и политической поддержке, в необходимости убедить европейские страны изменить анти-мусульманский дискурс и признать мусульманских сограждан. Запад должен избавиться от синдрома Дон Кихота. Успех этого процесса поможет Европе пересмотреть свою идентичность и стать межкультурным обществом в полном смысле этого слова.