Левантийцы, также известные как левантийские католики или франки, представляют собой особую группу европейцев, преимущественно католиков, живших в Османской империи в XVIII – начале XX века. Термин «левантийцы» происходит от французского слова «levante», что означает «восходящий» или «восток».
Левантийцы были в основном итальянского, французского и испанского происхождения, и многие из них жили в Восточном Средиземноморье на протяжении многих поколений. В основном они были сосредоточены в крупных прибрежных городах Османской империи, таких как Стамбул, Измир (Смирна), Мерсин, Бейрут и Александрия.
Левантийцы занимали уникальное положение в Османской империи. Хотя формально они были иностранцами, они жили в этом регионе многие века и подверглись сильному влиянию местной культуры.
Самым распространенным языком среди них был итальянский, но со временем он уступил место французскому, в котором сохранилось множество архаичных слов и оборотов. Многие левантийцы также свободно говорили на турецком и арабском языках.
Левантийцы были хорошо образованы и обладали значительным экономическим и социальным влиянием. Они были вовлечены в различные отрасли, включая судоходство, торговлю и финансы. Многие из них занимали влиятельные должности в османском обществе.
Несмотря на сильное влияние османской культуры, левантийцы сохранили свою католическую веру и часто имели тесные связи с европейскими державами, такими как Франция и Италия. Это поставило их в уникальное положение, поскольку они могли служить посредниками между Османской империей и европейскими державами.
Османская империя предоставила левантийцам определенную степень свободы, позволив им управлять своими общинами и поддерживать свои собственные правовые системы. Эта свобода помогла левантийцам сохранить свою особую культурную самобытность.
Хотелось бы уделить отдельное внимание левантийцам Измира (Смирна) — одного из самых больших и красивейших городов Турции. Местные левантийцы оставили свой яркий след в истории города.
Раньше турки называли город «Гявур Измир», что означает «Неверный Измир». Это было связано с тем, что во времена Османской империи христианское население города превышало мусульманское.
Так, посетивший город в 1846 году русский врач Артемий Алексеевич Рафалович, в своих «Записках» писал:
«Город лежит у пространной бухты … выстроена Смирна, в виде большего треугольника, которого основание омывается волнами бухты, а вершина взобралась на юго-западную покатость холма, разделяя таким образом город на нижний и верхний.
В первом поселились христиане, числом до 60 000, и занимают кварталы франкский [левантийский], греческий и армянский; Турки, которых в Смирне около 42 000 … выбрали, как везде на Востоке, верхний город; еврейский квартал, с населением 7 или 8000 душ обоего пола, вдавлен в пределы турецкого и составляет переход от верхнего города к нижнему».
По подсчетам А. Рафаловича из 60 000 христиан города 40 000 составляли греки, 15 000 – армяне, и около 5 000 – европейцы разных наций, основная часть которых была левантийцами.
Ядро левантийской общины Измира начало формироваться примерно в XVII веке, когда город превратился в важный торговый центр Османской империи. Своими возможностями город привлекал многих европейских купцов и они стали оседать здесь насовсем.
Из-за своего относительно небольшого количества они часто женились на местных гречанках, армянках или грузинках. Кроме того, у левантийцев Измира было принято нанимать прислугу и нянек из греков. Это привело к интересному синтезу культур.
В отличие от других регионов, различные по своему этническому происхождению левантийцы Измира, между собой общались на греческом языке.
Левантийцы Измира были известны своим мультикультурализмом, языковым разнообразием и способностью адаптироваться к меняющимся политическим и социальным обстоятельствам. Один интересный факт заключается в том, что левантийцы Измира были известны своей самобытной архитектурой.
Они построили элегантные особняки и виллы, в которых смешались европейский и османский стили, создав уникальную архитектурную эстетику, которая до сих пор восхищает коренных измирцев и туристов города.
Левантийцы Измира также были известны своими социальными и культурными мероприятиями. Они устраивали балы, концерты и другие собрания, на которые собирались люди разных культур и происхождения. Эти мероприятия имели важное значение для укрепления социальной сплоченности и поощрения культурного обмена.
До начала XX века левантийцы оставались яркой и влиятельной общиной в Османской империи. Но вначале XX века община начала приходить в упадок из-за политической нестабильности и экономических потрясений.
Многие левантийцы эмигрировали в Западную Европу и США. Часть осталась в Турции и продолжают жить там сегодня, хотя их число значительно сократилось.
Сегодня их наследие все еще можно увидеть во многих католических церквях, особняках и культурных учреждениях, которые они основали в местах своего проживания. Для тех левантийцев, которые остались в Турции, жизнь не всегда была легкой.
Многие столкнулись с дискриминацией и преследованием в первые годы существования Турецкой Республики, поскольку новое правительство стремилось установить в стране строго светскую власть на мононациональной основе. Это часто приводило к маргинализации религиозных и этнических меньшинств, включая левантийцев.
Однако в последние годы правительство Турции предприняло шаги, чтобы признать и поощрять культурное разнообразие страны. Это привело к возрождению интереса к левантийцам и их вкладу в турецкое общество.
Сегодня многие левантийцы в Турции активно участвуют в сохранении и продвижении своего культурного наследия через такие организации, как Левантийский культурный центр и Фонд левантийского наследия.
Кто такие левантийцы, и почему их называют «пресноводные франки»?