Сегодня на планете, наверное, нет никого, кого не коснулась зараза, получившая название COVID-19. Кто-то переболел, и едва выжил сам, у кого-то скончались от этой болезни знакомые и близкие. Страх перед незримым, но беспощадным врагом заставляет одних испытывать тревогу, других – хаотично искать ответ в наводнивших интернет роликах.
Какой же должна быть позиция в данной ситуации мусульман, и есть ли ответ на вопрос «как быть» в Коране и Сунне? Об этом пойдет речь в этой статье.
Прежде всего, следует понимать, что вирусы, бактерии и микробы, также, как и мы сами, – являются творениями Всевышнего; они питаются, размножаются, живут и умирают, и имеют определенный геном, отличающий их от всех других видов. В Коране об этих микроорганизмах говорится следующее:
«Совершенен Тот, Кто сотворил всё [сущее] в парах; – то, что произрастает из земли [растения], из них самих [люди и животные], и то [те творения], чего они [люди] не знают…» (Йа Син, 36).
Таким образом, Аллах говорит нам, что всё в этой вселенной парно, – то есть имеет свою противоположность, и лишь Господь, будучи первоисточником всякого рода жизни, – полноценен и совершенен в своем единстве.
Читайте также: Как читать намаз, если болеешь?
Однако важнее этого, в аяте мы находим прямое указание на то, что помимо известных человеку царств растений и животных, существуют также и другие – невидимые и неизвестные человеку миры, где также царят законы упомянутого в аяте дуализма.
Сегодня нам известно о существовании мира бактерий, вирусов и микробов; нам также известно, что и в мире неживых материй у каждой элементарной частицы есть также античастица.
Выяснив, что говорит Коран о бактериях, вирусах и прочих незримых глазу живых существах, необходимо прояснить, что говорит Коран о положении человека относительно этих существ.
В Коране об этом говорится следующее:
«И вот сказал Господь твой ангелам: «Я назначаю на Земле наместника [хозяина]». Те сказали: «Неужели ты назначаешь туда того, кто нарушит существующий там [на Земле] порядок, и станет проливать там [без надобности] кровь?! А ведь мы восхваляем тебя и святим имя твое», – но сказал [им] Аллах: «Я знаю то, чего вы не знаете!». И научил он [Аллах] Адама всем именам [названиям всех вещей и явлений], затем представил их ангелам, и сказал: «Сообщите мне их имена, уж коли вы правы». Те сказали: «Не присуще тебе ошибаться, и нет у тебя недостатков [присущих нам]! У нас нет других знаний, кроме тех, которым научил нас ты, ты – знающий и мудрый!» (аль-Бакара, 30-32).
Из этого аята мы понимаем, что человек, наделенный способностями давать имена и точные определения окружающим его вещам и явлениям, в отношении ко всем земным существам поставлен на господствующее место. Именно эта наблюдательность научила человека подчинять себе стихию, человек научился разводить животных, птиц и рыб, во благо человека трудятся сегодня даже невидимые глазу бактерии.
Руководствуясь этими аятами, пророк Мухаммад ﷺ завещал нам: «С каждой болезнью Аллах дает и лекарство. Кто-то знает его, а кто-то нет» (аль-Бухари, Муслим, Ахмад ибн Ханбаль). И человек искал…
Немалая доля открытий в области медицины и, в частности, в области микробиологии принадлежит мусульманским ученым. Так Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (ок. 865–925) одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний, в частности таких, как оспа и корь, отмечая невосприимчивость переболевших этими болезнями людей к повторному заболеванию, и используя для предотвращения этих заболеваний оспопрививание (вакцинацию); Мухаммад Лисануддин ибн Аль-Хатыб (1313–1374) и Мехмет Шемседдин (1389–1459) одними из первых заговорили о существовании микробов; Абу Рейхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни (973–1048), занимавшийся фармакогностическим изучением лекарственных растений, и написавший фундаментальный труд о медицинских препаратах растительного происхождения «Фармакогнозия в медицине»; ну и, кончено же, отец современной оптики – Хасан ибн аль-Хайсам (965–1040), без научных открытий которого не были бы изобретены современные микроскопы.
Это интересно: Врач перечислила заболевания, определяющиеся по запаху
Наблюдательность и усердие никогда не остаются невознагражденными, и вскоре человеком были найдены антибиотики от болезней, уносивших ежегодно жизни тысяч и миллионов людей. Но и в основе этих антибиотиков лежали природные вещества животного, растительного или микробного происхождения с антибактериальной активностью, усовершенствованные лишь лабораторным способом. А значит, эффективные средства от COVID-19 в природе также есть.
Задача лишь в том, как из огромного количества уже существующих и потенциально возможных соединений выбрать наиболее перспективное. И поскольку дальнейшие рассуждения на эту тему выходят за рамки нашей компетентности, здесь хотелось бы лишь напомнить, что COVID-19 является инфекционным заболеванием, а значит, помимо определения средств лечения, на сегодняшний день должны быть предприняты самые серьезные меры, прежде всего, по изоляции больных, и недопущению их контактов с незараженными. На это указывают и слова пророка Мухаммада ﷺ, который говорил: «Не посещайте места, где бушует эпидемия. И не бегите прочь из мест, где бушует эпидемия» (аль-Бухари).
Вирусы и бактерии – это живые микроорганизмы, которые, также, как и мы, нуждаются в пище и размножении, они играют важную роль в био и экосистемах планеты, принимая самое активное участие в круговороте веществ в природе, и играя важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов.
Ежедневно человек соприкасается с миллиардами этих невидимых глазу существ, и тогда, как часть из них полезна и безвредна, другая их часть вызывает развитие опасных заболеваний. Стало быть, для того, чтобы уберечь себя от вирусов и бактерий, необходимо, прежде всего, не допустить их попадания в наш организм. Наилучшим средством для этого является соблюдение личной гигиены: тщательное мытье лица и рук, частое полоскание рта, горла и носовой полости.
Но это лишь средства внешней защиты, наиважнейшую же роль в защите нашего организма от пагубных воздействий внешней среды выполняет наш иммунитет. Ведь раз уж Аллах сделал человека хозяином над всеми земными существами, то и на вооружении у человека должно быть нечто, что делает его жизнь в контакте с окружающими его существами как минимум физически выносимой.
Вот что говорится об иммунитете, и необходимости его укрепления в Благородном Коране:
«И запасайтесь против них, насколько сможете, силой и конницей, для отпугивания ими врагов Аллаха, а также вашего собственного врага, и других [врагов], о которых вы [ничего] не знаете, но Аллах знает их. И чего бы вы ни потратили на пути Аллаха, – всё это вернется вам сполна, и с вами не обойдутся несправедливо» (аль-Анфаль, 60).
Таким образом, Аллах указывает нам на существование трех видов врагов, против которых верующему человеку нужно всегда быть начеку: это – враги Аллаха, к которым можно отнести безбожников, многобожников, лицемеров и прочих врагов веры; наши собственные враги, с которыми у нас в силу каких-то обстоятельств сложились недружеские отношения; и враг, о существовании которого мы ничего не знаем. Об этом незримом враге, о существовании которого человек мало чего знает, говорится и в аяте, который мы приводили в самом начале статьи.
Называя эти незримые человеку микроорганизмы «неведомым врагом», Аллах призывает нас укрепляться против него физически, и всегда «держать коней на привязи» – то есть быть подвижными.
В аяте также говорится, что лениться и, тем более, скупиться в вопросах укрепления своего физического здоровья – не стоит: «… и чего бы вы ни потратили на пути Аллаха, – всё это вернется вам сполна, и с вами не обойдутся несправедливо».
Очевидно, что существует, ведь человечество и раньше сталкивалось с различными видами пневмонии, и эффективно с ними боролось, а значит искать лекарство и от нового вида следует среди тех уже проверенных средств, которые использовались врачами при лечении схожих заболеваний раньше.
Необходимо прислушиваться к советам врачей, и, возможно, какое-то из предлагаемых ими средств по воле Всевышнего окажется действенным. Гораздо важнее – не допустить инфицирования, а также избежать тяжелых последствий после инфицирования, что целиком зависит от нашего образа жизни, и состояния нашего организма и иммунитета.
Важно понимать, что любая болезнь является лишь отражением состояния нашего собственного здоровья, либо состояния среды, в которой мы живем. А значит, наша обязанность – беречь и укреплять свое здоровье и заботиться об окружающей нас среде, ища помощи от зримых и незримых угроз у Господа миров.
Важно также помнить, что жизнь, здоровье, и даже пища, которой мы питаем своё тело – это блага, которыми необходимо пользоваться так, как велит нам наш Господь, и так, как учили нас его пророки и праведники. Как говорил пророк Ибрахим ‘алейхис-салям:
«Он – тот, кто сотворил меня, и ведет. Он – тот, кто кормит меня и поит. А если заболею – излечит. И Он – тот, кто умертвит меня, а затем воскресит…» (аш-Шу‘ара, 77–81).
Альберт Кадыров
Все фото: shutterstock.com