Со времен Адама (алейхи салям) и до наших дней было множество Пророков (алейхимусалям), ниспосланных Аллахом для наставления людей на путь Истины и приходивших с чистой Акыдой, прекрасным нравом и примером и никогда не поклонявшихся кому-либо помимо Всевышнего Аллаха. С течением времени люди, поддавшись на уловки и ухищрения шайтана, начали придавать Аллаху сотоварищей, поклоняться идолам, сбивались с Истинного пути.
С одной стороны, после Пророка ‘Исы (алейхи салям) люди снова начали придавать Богу сотоварищей (совершать ширк), начали приписывать ‘Исе (алейхи салям) божественные качества, называть его Богом или же сыном Бога (На’узуБиллях); а с другой стороны, был аравийский полуостров, где в то время распространилось язычество, и многобожники дошли до того, что число идолов, которым они поклонялись, достигало 360.
Их нравственность была настолько омерзительна, что среди них распространились такие деяния как закапывание заживо своих дочерей, и было очень много кровопролития по незначительным причинам.
В это время Аллах послал Своего заключительного, последнего Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи васаллям), который родился в среде арабов, чей ширк достигал самого пика. Пророк (салляллаху алейхи васаллям) тогда не имел власти, денег, высокого положения в обществе, не был полководцем и политиком, и в распространении истинной религии у него не было помощников, кроме его жены Хадиджи (радыяллахуанха), слуги Зайда ибн Сабита (радыяллахуанху), сына его дяди (АбуТалиб) Али ибн Абу Талиба (радыяллахуанху), который в то время еще был очень молод, его искреннего друга Абу Бакра Ас-Сыддыка (радыяллахуанху).
Несмотря на это, тогда молодой курайшит Мухаммад (салляллаху алейхи васаллям) возвысил свой голос перед всем миром, объявив о своем Пророчестве. За 20лет он собрал вокруг себя и своего Пророчества весь аравийский полуостров, в короткое время его призыв был принят четвертью всего мира, и этот призыв сохраняется, распространяет и по сей день.
Позже в исламский мир вошло множество народов, стран, у которых были различные языки, религии, культуры и разные обычаи. И это привело к тому, что на арене исламских размышлений появились различные взгляды. Такое явление считается естественным во всех религиях.
Поэтому мы видим, особенно в религии Ислам, что относится к основам акыды (вероубеждения), вопросам торговых взаимоотношений, что в дальнейшем стало основной причиной для появления мазхабов, акыд, ификха на арене исламских размышлений.
Несомненно, что расхождения в усуле, которые считаются основой акыды, могут вывести человека из лона Ислама, доводя его до печального итога ридда (вероотступничества), изандака (ереси), а расхождение в некоторых вопросах фикха и его ответвлений приводит человека только к ошибке, а не к выходу из Ислама.
В начале второго века по хиджре (восьмой век по милади) появился «Имамаль-А‘зам» Абу Ханифа, Ну’ман ибн Сабиталь-Куфи (рахматуллахиалейхи). Он родился в 80 г.х. (697 по милади) и скончался в 150 г.х. (767 по милади), а также вместе с ним появились его ученики и сподвижники, словом, те люди, от которых исходило «движение мысли», относящееся к«Усулюд-Дин» (акыда–калям) и то, что относится к«ахкаму» и «муамаляту» (Аль-ФикхиАль-Ахляк). В результате их уроки дали благие плоды в «Наарене» Акыды и Фикха.
С их пера появилось огромное количество книг в направлении исламских размышлений. Некоторые из книг имам писал сам, а остальные книги передавали его ученики. Во времена Абу Ханифы, его учеников,а также после них распространились различные мнения по акыде, появились разные мазхабы в акыде, как, например, мазхаб мутазилитов, шиитов, рафидитов, хариджитов, кадаритов, мурждиитов, джахмитов, джабаритов и т. д.
И именно в это, наполненное диспутами и дискуссиями время через один век после кончины имама Абу Ханифы, в отдалении от центра халифата, в «Мавараан-Нахре» (современная Средняя Азия), близ Самарканда, в селении Матурид появляется имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди ас-Самарканди (261-389 г. по хиджре, 875-999 г. по милади).
Продолжение следует…