Каждый день мусульмане направляют свои взоры в сторону Мекки и Священной Каабы для того, чтобы совершить намаз. Однако, в самом начале, когда только Всевышний предписал пророку Мухаммаду (с.а.с) и мусульманам совершать намаз, они молились в направлении Масджида аль-Аксы в Иерусалиме. Это место поклонения описано в Коране как благословенное место, что делает его после мечетей в Мекке и Медине третьим по значимости местом для мусульман.
Об особом значении и статусе Иерусалима говорят те факты, что он с древнейших времен связан с судьбой многих великих пророков, таких как Ибрахим (а.с.), Сулейман (а.с.), Муса (а.с.) и Иса (а.с.).
Согласно исламскому преданию в ночь Мирадж пророк Мухаммад (с.а.с.) на крылатом существе отправился в Иерусалим, где вознесся на небо и предстал перед Всевышним. Именно в Иерусалиме, там, где сегодня находится Масджид аль-Акса, его приветствовали все пророки, когда-либо ходившие по этой земле, и именно там они совершили совместную молитву. Следовательно, эта мечеть, построенная на горе пророка Сулеймана (а.с.) особенно важна для всех мусульман.
Еще при жизни пророка Мухаммада (с.а.с.), направление намаза было изменено в сторону Каабы в Мекке. Возникает интересный вопрос: «Почему вначале мусульмане молились в направлении Иерусалима?» Нужно полагать, что первоначальное направление было символическим. Оно подчеркивало общность основы всех трех авраамических религий: ислама, иудаизма и христианства.
Пророк Мухаммад (с.а.с) называл всех предшествующих пророков своими братьями, и именно Иерусалим олицетворял их наследие. Позже направление намаза было изменено Всевышним, однако до конца истории Иерусалим и его святилища будут продолжаться почитаться мусульманами за их ценность для всех посланников Творца.
Посланник Аллаха (с.а.с.) в своих хадисах вдохновлял сподвижников разделять его любовь как к Иерусалиму, так и к Масджиду аль-Аксе. Вот некоторые из его многочисленных хадисов:
Абу Хурайра (р.а.) передал, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не отправляются в путь ради посещения [какой-либо мечети], за исключением трех: мечети аль-Харам, мечети Пророка и мечети аль-Акса» (Бухари, 4/491, № 1189; Муслим, 2/1014, № 1397; Абу Дауд 2/216, № 2033).
Абу Зарр (р.а.) передал: «Я сказал: «О посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?» Он ответил: «Мечеть аль-Харам». Я сказал: «О Посланник Аллаха, а потом какая?» Он ответил: «Потом мечеть аль-Акса». Я спросил: «А сколько между ними?» Он ответил: «Сорок лет… И потом: где бы тебя не застала молитва, совершай её, ибо вся земля для тебя − мечеть» (Бухари, 4/177, 4/197; Муслим, 1/370; Ибн Маджа, 1/248, №753).
Через несколько лет после смерти пророка Мухаммада (с.а.с) когда халифом стал Умар бин Хаттаб (р.а.), Иерусалим был завоеван мусульманами. Когда Умар (р.а.) добрался до святой земли, чтобы совершить передачу власти, патриарх пригласил его помолиться в Храме Гроба Господня.
Умар отказался, потому что боялся, что, если он помолится в церкви, мусульмане в конечном итоге захотят почтить его память, превратив церковь в мечеть. Вместо этого из уважения к христианскому святилищу Умар помолился поблизости. И, как он и предсказывал, позже мусульмане построили на этом месте мечеть, названную в его честь, которая стоит и по сей день.
Также во время этого визита Умар заключил договор с народом Иерусалима, пообещав им физическую неприкосновенность и безопасность их имущества, а также сохранность церквей и общины в целом.
Эти ценности поддерживались на протяжении большей части мусульманского правления в Иерусалиме, начиная с отвоевания Салахуддина Айюби и заканчивая османским правлением на этих землях в течение почти пятисот лет.
Например, Салахуддин Айюби, несмотря на годы кровопролития во время крестовых походов, предшествовавших его отвоеванию Иерусалима, милосердно отнесся к тысячам мирных жителей и оставил почти все религиозные святилища неповрежденными. Точно так же при османском султане Сулеймане Стена Плача была значительно расширена и обустроена, в конечном итоге став местом поклонения для многих евреев в Иерусалиме. Записи судебных дел времен Османской империи также демонстрируют участие евреев в мусульманских судах в качестве истцов и свидетелей, а также многие из них служили на административных должностях.
На протяжении всей истории мусульмане чтили искреннюю любовь Пророка (с.а.с.) к Иерусалиму и всему, что символизирует этот город.
Сюда относятся и святилища, которые в ней находились, а также находятся по сей день, и бесчисленные пророки, которые путешествовали по ее святым местам. Для мусульман Иерусалим является священным не только потому, что он почитается всеми авраамическими религиями, но и потому что многие века этот город был символом братства между ними.
Читайте также: Иерусалим в истории Ислама