Одно из правил приличия в исламе – с благодарностью принимать приглашение в гости. В хадисе сказано: «Человек, отказавшийся принимать приглашение, проявит непокорность Аллаху и Его Посланнику» (Муслим «Китаб ан-Никах», хадис № 1332).
Нельзя отвергать приглашение мусульманина. Брату по вере не нужно говорить «хениен леке», то есть «приятного аппетита», поскольку эти слова предназначены для обитателей рая. Вместо этого нужно говорить «Пусть Аллах дозволит нам и вам питаться халяльной едой».
Не надо садиться за стол скупых людей. В хадисе сказано: «Еда щедрого человека – исцеление, еда же скупого – болезнь».
Также нельзя садиться за стол, накрытый ради хвастовства или ради известности. Не нужно принимать приглашение в гости, если это делается с таким намерением. Надо отказываться от подобных приглашений, находя правдивую отговорку. Мусульманину не стоит садиться за стол, за которым пьют алкогольные напитки. Также не нужно идти в гости к порочным людям.
Человек, принимающий приглашение в гости, должен искать в этом довольство Аллаха. В гости надо идти исключительно ради того, чтобы обрадовать своего брата-мусульманина, а не с намерением сытно и вкусно покушать. Кто пойдет с добрым намерением, тот будет счастлив и в этом мире, и в ахирате. Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Кто обрадует мусульманина, тот обрадует Аллаха». В делах надо исполнять его сунну и руководствоваться этим хадисом и ещё следующим хадисом, где наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Если буду приглашен поесть баранью ножку или лопатку, я тотчас пойду».
Приняв приглашение своего брата-мусульманина, ты обрадуешь его и покажешь свое уважение к нему. Когда мусульманин угощает брата-мусульманина, он заслуживает довольство Аллаха.
Гость должен садиться на то место, куда укажет ему хозяин дома. Поскольку только хозяевам известны те места в доме, которые должны оставаться скрытыми от чужих глаз.
Гость не должен выражать хозяину дома свое недовольство, указывать на его недостатки. Также гость не должен стараться получить больше информации о доме, ибо полученные ответы могут поставить его в затруднительное положение, или же он постыдится за свое излишнее любопытство.
Находясь в гостях, человеку не следует разглядывать дом вдоль и поперек. Нужно постараться не причинять хозяевам неудобств и не быть им в тягость. Даже если ему чего-то очень захочется, он не станет ничего просить за исключением соли и воды.
Абу Вали поведал о следующем: «Мы с другом пошли навестить Сулеймана. Он принес нам хлеба и немного соли. Мой друг сказал на это: «Как было бы хорошо, если бы вместе с этим принесли и немного тимьяна!» Хозяин дома тотчас вышел из дома, обменял имевшуюся у него флягу для воды на небольшое количество тимьяна и принес гостям этот тимьян. Когда мы покушали, мой друг произнес дуа: «Хвала Аллаху, сделавшему нас довольными той пищей, которой Он нас одарил». Сулейман же сказал: «Если бы ты довольствовался предоставленной едой, то сейчас моя фляга для воды не была бы заложена».
Гость не должен проявлять недовольство поставленной перед ним едой. К примеру, он станет использовать такие выражения: «Это блюдо слишком солёное», или «В этом блюде не хватает соли». Даже если еда была невкусной, он не скажет, что еда невкусная. Если даже принесут всего одну баранью ножку, он не покажет виду, что еда ему не понравилась.
А хозяин дома должен предлагать гостям ту еду, которая имеется у них в доме, даже если это не лучшая еда. Ему не стоит говорить: «Этим гостей не угощают, это будет неправильно». Ибо было запрещено ради угощения гостей ставить себя в затруднительное положение и брать на себя непосильную ношу.
Анас б. Малик (р.а.) и другие сахабы не стеснялись угощать гостей одним лишь хлебом и финиками, когда ничего другого в доме не было. Они говорили: «Мы не знаем, кто больше грешен: тот ли, кто не предлагает гостям имеющуюся у него в доме еду, считая ее слишком простой, или же тот, кто угощает гостей этой простой пищей». Обо всем этом сообщил Имам Газали (р.а.).
Гостю не следует отказываться от предложенного ему молока, благовоний или подушки для сидения. Можно отказаться от подушки только в том случае, если она из шелка. Также нельзя отказываться от предложенной воды «зам-зам». Гость не должен указывать хозяевам: «Принесите то, принесите это!»
В гостях не нужно долго рассиживать, а нужно попросить разрешения и уйти. Не надо вести длинные разговоры с хозяином или с кем-то другим, ибо у хозяев могут быть срочные дела. Однако если сам хозяин дома желает поговорить, тогда можно оставаться и подольше.
Человеку, собирающемуся идти в гости, хорошо бы дома немного поесть, поскольку очень проголодавшийся человек, в гостях приступая к еде, может не обратить внимания на некоторые правила приличия. Не нужно торопиться протягивать руки к еде, пока хозяин дома не сказал: «Пожалуйте, кушайте!» Нельзя кого-то позвать в гости без разрешения хозяев. В хадисе сказано: «Кто, будучи приглашенным в гости, не согласится прийти, тот проявит непокорность Аллаху и Его Посланнику. А кто сядет за стол без приглашения, тот войдет в дом вором и выйдет грабителем» (Бухари, Никах, 71, 74; Муслим, Никах, 103 (1429); Тирмизи, Никах, 11 (1098).