Трагичные события Кербелы, потрясшие весь исламский мир, детально описаны в авторитетных книгах Ибн Касира в «Аль-Бидая ван-нихая» («Начало и конец») и Ибн Асира в «Аль-Камиль фит-тарих» («Полный свод всеобщей истории»).
В них сказано, что прежде, чем покинуть этот мир, Муавия бин абу Суфьян завещал престол своему сыну Язиду, который пожелал получить с народа присягу себе на верность ещё при жизни отца.
Тогда некоторые люди присягнули ему, а некоторые отказались. Муавия заповедал Язиду, чтобы тот насильно не заставлял их присягать, ибо они относятся к роду посланника Аллаха ﷺ, и в противном случае это может повлечь за собой плачевные последствия.
Однако после получения власти Язид не исполнил повеление отца и последовал за своими страстями. Он поручил двоюродному брату Валиду бин Утбе, являвшемуся тогда губернатором Медины, обеспечить ему присягу на верность тех, кто ранее отказывался это сделать. А именно Хусейна бин Али, Ибн аз-Зубайра, Абдуллы бин Аббаса и Абдуллы бин Умара.
Валид бин Утба позвал к себе этих людей и пытался оказать на них определённое давление, чтобы заставить их подчиниться Язиду. Но хазрати Хусейн (р.а.) вместе со своими сподвижниками решил немедленно покинуть Медину и вернулся в Мекку. Он не желал подчиняться Язиду по причине его тирании и принципов правления, несоответствующих исламским канонам.
В Мекке Хусейн получил письма от старейшин Куфы, с которыми ранее он вёл переписку. Они заявили, что готовы дать присягу ему и оказать необходимую поддержку.
Хусейн (р.а.), обрадовавшийся этому, отправил своего двоюродного брата Муслима бин Акиля оценить ситуацию в городе. Также он отправил письма в Басру, но его посланник по приказу губернатора Убайдуллаха бин Зияда был убит.
Ибн Акиль же сообщил Хусейну, что жители Куфы действительно готовы оказать ему поддержку, потому пригласил его туда.
В это время Язид узнаёт из письма губернатора Убайдуллы бин Зияда об ибн Акиле и о намерениях куфийцев. Он приказывает ибн Зияду отправиться в Куфу, чтобы казнить Ибн Акиля.
Хусейн, вдохновлённый письмом о поддержке, но не осведомлённый о произошедшем и о том, что куфийцы уже отказались от своих обещаний, не дожидаясь вестей, вышел в путь с 75 сподвижниками, среди которых были женщины и дети.
Однако, достигнув Кербелы, они встретились с четырёхтысячным войском противника. Они оказались без какой-либо поддержки, вследствие чего в истории мусульман произошло одно из самых печальных и горестных событий: в 61 году хиджры (10 октября 680) в битве при Кербеле были убиты внук Пророка ﷺ и младший сын Али (р.а.) – Хусейн (р.а.), его брат Аббас и их 70 сподвижников.
Это была не просто борьбой за власть, но откровенное проявление сильной неприязни к роду посланника Аллаха ﷺ со стороны лицемеров, находящихся среди мусульман.
Ибо, по свидетельству источников, с ними поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали с особой жаждой и мечом, сжигали, отрезали конечности, не давали и глотка воды, пускали по их телам лошадей, не щадили детей и насиловали женщин!
Это интересно! Читайте также: Современные мусульмане не понимают, как им повезло
Тогда Ибн Аббас (р.а.) увидел сон. К нему явился пророк Мухаммад ﷺ с чашей, наполненной кровью, и сказал: «Знаешь ли ты, что сделала моя умма после меня? Они убили Хусейна! Это его кровь и кровь его сподвижников! Я понесу её к Аллаху!» («Муснад» имама Ахмада, т. 4, с. 190).
Таковыми были те события. Но когда задаётся вопрос об их причинах, не будет правильным довольствоваться в качестве ответа лишь «сухой» исторической информационной сводкой. Потому что тот, кто был жестоко убит на том поле, – Хусейн (р.а.), один из внуков божьего посланника ﷺ, о которых он молился и говорил:
«Это мои дети (они от меня!) и дети моей дочери Фатимы. О, Аллах, Ты знаешь, что я люблю их двоих (Хасана и Хусейна). Так полюби же их и Ты, и полюби всякого, кто полюбит их двоих» (Тирмизи);
«Ангел Джибриль приходил ко мне и обрадовал вестью, что Хасан и Хусейн будут предводителями юношей в Раю» (Ахмад).
А люди, убившие его и его сподвижников, являлись искренними мусульманами, многие из которых были свидетелями отношения пророка к своим внукам. Они даже соперничали между собой, чтобы молиться за спиной Хусейна, понимая его ценность в обоих мирах. То есть это событие достойно более тонкого внимания.
Аср ас-саадат – это период времени, когда мусульмане, ведомые лично пророком Мухаммадом ﷺ, переживали самые высшие духовные чувства, добились потрясающих успехов во всех областях общественно-политической жизни. И всё потому, что неуклонно следовали руководству Аллаха, не позволяя страстям и эмоциям возобладать над принципами религии.
Посланник Всевышнего ﷺ предупреждал: «В моей общине после меня халифат просуществует тридцать лет, после чего наступит царствование (султанат)» (Абу Дауд, Тирмизи).
Так и произошло. После смерти Пророка ﷺ начались движения в сторону смуты. Лицемеры и противники ислама перешли к активным действиям. В итоге были убиты праведные халифы, а после и хазрати Хусейн (р.а.).
Целью врага было уничтожение рода Посланника ﷺ и лучше руками невежественных мусульман. Но мудрый Господь не дал им достичь цели и сохранил жизнь Зайнуль-Абидина – сына Хусейна, который из-за болезни не смог выйти в путь в тот злополучный день вместе с отцом и остался в Мекке. Род пророка продолжился именно от него.
Поистине, это была великая смута, в западню которой Язид попал по причине жажды власти. Ведь сообщается, что когда он узнал об убийстве Хусейна, то Язид заплакал и сказал, пытаясь оправдаться: «Я хотел повиновения жителей Ирака, я не хотел убийства Хусейна! Клянусь Аллахом, если бы я был рядом с Хусейном, то непременно простил бы ему! Да смилуется над ним Аллах!» (См. «Тарих ар-Расуль валь-Мулюк» имама Ибн Джарира ат-Табари, т. 5, с. 393).
Актуально! Читайте также: Шайтан отчаялся в том, что мусульмане будут поклонятся ему, но не в том, чтобы натравливать их друг на друга...
Сегодня нет смысла судить конкретных личностей, участвовавших в событиях Кербелы, выбирая ту или иную оппозиционную сторону, споря и даже воюя между собой на этой почве.
Не из-за этого ли мусульманская община вот уже на протяжении 14 веков не может извлечь необходимый урок из событий Кербелы?
Если мы действительно желаем мира внутри уммы, то важно понять истинную причину, приведшую верующих к столь немыслимым, трагичным последствиям.
Когда невежество заняло место знаний, мирские интересы заняли место милосердия, султанат (основывающийся на передачи власти члену семьи) – место халифата (основывающийся на передачи власти достойнейшему из людей), а фанатизм пришел на смену умеренности, верующие потеряли прямоту своего пути и легко попали под влияние смут.
И вина лежит на собственных плечах мусульман. Потому в 10-й день месяца Мухаррам не следует избегать активного упоминания событий Кербелы, делая акцент лишь на Ашуре.
Ведь если Ашура является напоминанием о помощи и великой милости Аллаха, то Кербела напоминает о том, к чему приводит невежество и отдаление от прямого пути.