Фото: Don Mammoser/ shutterstock.com
Ровно 30 лет назад, 28 июля 1995 года, индийские власти приняли решение переименовать Бомбей в Мумбаи. Это решение, поддержанное партией Шив Сена, отражало стремление восстановить культурные корни, связанные с именем местной индуисткой богини Мумба Деви, и отмежеваться от колониального наследия, оставленного португальцами и британцами.
Город, ставший ареной культурных и социальных трансформаций, известен также благодаря фильму «Миллионер из трущоб», который раскрывает как его контрасты, так и влияние ислама на повседневную жизнь. Давайте рассмотрим историю этого переименования, роль ислама в Мумбаи, его современное положение и отражение в культуре, в том числе в кино.
Название «Бомбей» («Bombay») уходит корнями в колониальную эпоху, когда португальцы в XVI веке назвали город «Bom Bahia» (хороший залив), а позже британцы адаптировали его как «Bombay». Однако это название ассоциировалось с периодом иностранного господства, что вызывало недовольство среди некоторых местных жителей, особенно после обретения независимости в 1947 году.
К концу XX века, под влиянием крайне индуистского движения, возглавляемого Шив Сеной, было принято решение вернуть городу его исконное название «Мумбаи», происходящее от имени богини Мумба Деви и слова «ай» («мать» на маратхи). Официальное переименование произошло в июле 1995 года, хотя решение было утверждено парламентом Индии лишь в 1997 году.
Этот шаг сопровождался бурными дебатами и даже столкновениями между мусульманами и индуистами, унесшими более 2000 жизней, особенно в Бомбее, где погибло около 900 человек, включая 575 мусульман. Таким образом переименование раскрыло культурные противоречия и вызвало религиозное и социальное напряжение.
Мусульмане выступили против переименования по нескольким причинам. Во-первых, они рассматривали «Бомбей» как нейтральное для многих национальностей и религий название, отражающее космополитичный характер города, где сосуществуют различные религиозные и этнические группы, включая мусульман, индуистов, парсов и христиан.
Переименование в «Мумбаи», связанное с индуистской богиней, воспринималось как шаг к индуистской гегемонии и маргинализации меньшинств, особенно мусульман, которые составляли значительную часть населения.
Во-вторых, Шив Сена, выступавшая за переименование, имела репутацию антимусульманской партии, особенно после ее роли в погромах 1992–1993 годов, что усилило опасения мусульманского сообщества о дискриминации. Наконец, многие мусульмане ассоциировали название «Бомбей» с экономическими и культурными достижениями города в колониальный период, когда их предки процветали как торговцы и ремесленники, и видели в переименовании угрозу своему историческому вкладу.
Фото: Kobby Daganl/ shutterstock.com
Ислам сыграл значительную роль в формировании Мумбаи с момента его основания. Город, изначально состоявший из семи островов, контролировался различными местными правителями, включая мусульманских султанов Гуджарата, прежде чем был передан Португалии, а затем Британии в 1661 году.
Привлечение торговцев и рабочих в период британского правления способствовало росту мусульманского населения, особенно из Гуджарата и Конкана. К XIX веку Мумбаи стал важным центром исламской торговли и культуры, с мечетями, такими как Джама Масджид, и суфийскими традициями, привлекавшими паломников для зияратов.
Современный Мумбаи остается домом для значительного мусульманского сообщества, составляющего около 20% населения (примерно 2,5 миллиона человек). Это сообщество разнообразно: от суфиев до ортодоксальных суннитов и шиитов, включая выходцев из разных регионов Индии и даже Африки.
Ислам повлиял на архитектуру (например, мечеть Хаутжи Камардин), кухню (бириани и кебабы) и фестивали, такие как Урс, отмечающий память суфийских святых. Однако город также стал ареной религиозных конфликтов, особенно в 1992–1993 годах, когда погромы мусульман после разрушения мечети Бабри привели к серии терактов 12 марта 1993 года, унесших 257 жизней.
Один из маршрутов хаджа, распространенный среди татар, лежал через Индию, в том числе через порт Мумбаи. В начале XX века Мумбаи посетил видный татарский религиозный деятель, проповедник и путешественник – Габдурашид Ибрагимов (1857–1944), который оставил интересные сведения о городе.
В 1942 году в Мумбаи из Пешавара вместе с семьей переехал жить татарский общественный и религиозный деятель Хабибуррахман Шакир аль-Булгари (1903–1975). Здесь он занимался религиозной и преподавательской деятельностью. В Мумбаи среди его учеников был будущий президент и премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто (1928–1979). Позже в 1947 году Хабибуррахман Шакир вместе семьей переехал в Финляндию в город Тампере.
В 1946 г. в Мумбаи некоторое время находился известный татарский богослов Муса Бигеев (1873–1949). После многолетнего тюремного заключения в Пешаваре его физическое здоровье было сильно подорвано. Здесь он около двух месяцев проходил лечение в местной больнице и даже перенес несколько операций.
Фото: Leonardo Alpuin/ shutterstock.com
Сегодня ислам в Мумбаи переживает сложный этап. Мусульмане активно участвуют в экономике, особенно в текстильной и ювелирной отраслях, но сталкиваются с дискриминацией и бедностью, особенно в трущобах вроде Дхарави. После терактов 2008 года, когда крайне исламистская группировка «Лашкар-и-Тайба» атаковала город, убив 175 человек, мусульманское сообщество оказалось под усиленным наблюдением.
Несмотря на это, многие мусульмане занимают видные позиции в киноиндустрии Болливуд, что способствует культурной интеграции. Государство старается поддерживать межконфессиональный мир, но социальное неравенство и радикализация остаются вызовами.
Фото: Dilchaspiyaan/ shutterstock.com
Фильм «Миллионер из трущоб» (2008), снятый Дэнни Бойлом, ярко иллюстрирует жизнь Мумбаи через историю Джамала Малика, выходца из трущоб. Ислам в фильме отображен как неотъемлемая часть городской ткани, но с акцентом на социальные проблемы.
В начальной сцене Джамала допрашивают в полиции после успеха в шоу «Кто хочет стать миллионером?», что намекает на подозрения в мошенничестве, возможно, связанное с его мусульманским происхождением — тонкий намек на стереотипы.
Эпизод с погромами 1992–1993 годов показывает, как религиозные конфликты разрушают семьи: мать Джамала, мусульманка, погибает, а он с братом спасаются бегством. Эта сцена отражает реальные события, когда полиция нередко бездействовала или участвовала в насилии.
Фильм также подчеркивает бедность мусульманских общин в трущобах, где ислам существует в тесной связи с повседневной борьбой за выживание.
Однако он избегает прямого осуждения религии, фокусируясь на человеческой стойкости. Саундтрек вдохновлен суфийскими мотивами, что добавляет культурный слой, контрастирующий с насилием.
Фото: Olena Tur/ shutterstock.com
Таким образом переименование Бомбея в Мумбаи стало поворотным моментом, отражающим борьбу за идентичность.
Противодействие мусульман переименованию было вызвано обеспокоенностью маргинализацией и потерей нейтрального статуса города. Сегодня Мумбаи остается городом контрастов, где ислам процветает в культуре и экономике, но сталкивается с вызовами дискриминации и радикализма.
Фильм «Миллионер из трущоб» мастерски передает эту сложность, показывая ислам как часть богатой, но тяжелой реальности города.
Будущее Мумбаи будет зависеть от того, сможет ли он сбалансировать свое многообразие и преодолеть исторические разделения.
Хроники Кашмира: от древности до наших дней
Хасан Умеров