Пожалуй, одной из самых уникальных диаспор татар в мире является татарская диаспора в Финляндии. Этой удивительной общине татар мы посвятили целый цикл наших статей. Одна из наших последней статей была посвящена истории появления татар в Финляндии, первым имамам, кладбищам и мечетям. А данная статья расскажет об истории появления “дома Ислама”, который играет роль главного духовного и культурного центра татар Финляндии.
До второй половины XX века для удовлетворения своих религиозных и культурных потребностей татарам приходилось арендовать помещения в разных местах города.
В 1941 году община для своих нужд купила в Хельсинки четырехэтажный дом на улице Фредрикинкату. А в 1948 году общине удалось купить в собственность еще одно двухэтажное здание на улице Фредрикинкату, 33. Однако из-за малых площадей во время больших праздников все еще приходилось арендовать другие помещения.
Во второй половине XX века перед татарской общиной Хельсинки остро стоял вопрос поиска нового большого здания для религиозно-культурной деятельности. После долгих совещаний правление общины приняло решение самим построить здание, которое могло бы обеспечивать основные нужды общины и в тоже время быть самоокупаемым.
Для строительства такого религиозно-культурного центра был создан специальный комитет, который возглавил Абдуллах Али, отец нынешнего главы общины Атика Али. Комитетом было предложено снести дом на Фредрикинкату, 33, приобретенный общиной в 1948 г., и на его месте построить новое здание.
Данное здание должно было быть удобным и практичным. После долгих консультаций и поправок, план здания выглядел следующим образом:
1. На пятом этаже здания должны были располагаться молельная комната с отдельной мужской и женской зоной, просторный зал для торжеств, который можно было бы использовать как помещение для больших праздничных молений и кухня.
2. На четвертом этаже должны были располагаться комната для заседаний, канцелярское помещение, малый зал торжеств, два учебных класса и подсобные помещения.
3. Остальные три этажа должны были сдаваться в аренду. Таким образом, здание должно было функционировать на основе самоокупаемости. Ведь традиционно многие мечети в России тоже строились с учетом самоокупаемости, так как первые этажи обычно сдавались в аренду торговцам, а доходы от аренды шли на нужды самой мечети.
После окончательного утверждения плана правлением общины, в апреле 1960 года начались строительные работы. Однако община не располагала необходимой суммой для строительства. По расчетам общины на строительство всего здания требовалось 150 миллионов финских марок. В распоряжении самой общины в то время было 22 млн. марок.
Поэтому было принято решение обратиться за кредитом в банки и другие кредитные организации. В финском банке удалось взять кредит в 50 млн. марок, а в страховой фирме Похйола — 40 млн. марок. Также татарская община разослала в мусульманские страны письма с просьбой о помощи. В ответ правительство трех стран выразило готовность помочь: Турция смогла выделить 5 млн. 300 тысяч марок, Пакистан — 4, 5 млн. марок, а король Марокко прислал 600 тысяч марок.
Однако все равно средств не хватало. Тогда адвокат Стиг Гедман, который вел дела по строительству, предложил воспользоваться кредитованием у фирм, которые были заинтересованы в аренде помещений в возводимом здании. В то время было мало предложений по аренде для магазинов.
В результате такие арендаторы нашлись и выделили пятилетний кредит на сумму 21, 3 млн. марок. Но и этого оказалось недостаточно. Не хватало более 14 млн. марок. Эти недостающие средства были собраны у членов общины. Народ был настолько воодушевлен идеей иметь свое здание, что даже небогатые члены общины старались жертвовать значительные суммы.
Снос двухэтажного старого здания начался 16 января 1960 года. К апрелю подготовили котлован. Торжественная закладка фундамента состоялась 10 апреля. На мероприятие собралось порядка 200 татар. Были приглашены и дипломаты мусульманских стран: посол Пакистана Аршад Хусейн, посол Египта Ахмед Риад, секретарь посольства Турции Айдын Йеген и др.
Среди приглашенных были и финны. В левом дальнем углу здания поместили капсулу с денежными купюрами, газетой того дня и некоторыми документами по строительству здания. На торжестве имамом общины Вели-Ахмедом Хакимом были прочитаны аяты из Корана и сделана дуа.
Строительство здания шло быстрыми темпами. Уже в октябре 1960 года закончились строительные работы, и чуть позже в здании появились первые арендаторы. А вот первый пятничный намаз был совершен в мечети 2 декабря 1960 года. Его провел имам общины Вели-Ахмед Хаким. На намаз собралось большое количество татар и многие не скрывали своих слез радости.
Многие финские газеты широко и позитивно освещали появление в центре Хельсинки здания с полумесяцем на крыше. Ведь в то время это была единственная мусульманская община. Но прежде всего появление собственного дома общины с мечетью имело колоссальное значение для самих татар. Ведь теперь они обладали собственным большим зданием, где могли сохранять и развивать свою религию, язык и культуру.
Члены диаспоры начали активно использовать помещение. На пятом этаже, где расположились мечеть, праздничный зал и кухня, стали проводить разные семейные торжества и бракосочетания. Например, первая свадьба была проведена в этом здании в 1961 г. между Чингизом Сафиуллой и Фехиме Али. Никах провел имам общины Вели-Ахмед Хаким.
Праздничные намазы, которые раньше проводились в арендованных помещениях, теперь проводились в этом здании. На четвертом этаже здания до 1969 года располагалась Тюркская начальная школа. Для школы были выделены два класса, учительская и балкон между 3 и 4 этажами. После закрытия школы в этих классах по сей день работает воскресная школа, где преподаются основы ислама и татарский язык. Также на четвертом этаже расположилась канцелярия, зал совещаний, небольшой зал торжеств и библиотека.
Зал торжеств на пятом этаже используется и для культурных целей. В нем проводятся традиционные вечера чаепития, концерты, спектакли и др. Также большой зал используется для официальных мероприятий: ежегодное общее собрание членов общины, официальные приемы дипломатов, государственных делегаций и др.
К сожалению, из-за общеевропейской тенденции снижения рождаемости, количество членов общины с каждым годом падает и насчитывает сейчас примерно 750-800 человек. И большая их часть проживает в Хельсинки и ее окрестностях.
Начиная с 1960 года и по сей день основная жизнь татарской общины Хельсинки протекает в стенах этого здания. На данный момент это здание не только самоокупаемое, но и является основным донором общины.
Три этажа сдаются в аренду, и в основном на эти средства община ведет свою деятельность. Отношение татар к этому зданию особенное, как и к любому другому священному строению. Они всячески стараются его сберечь для будущего поколения, ведь оно является главным гарантом сохранения их религии, языка и культуры.
_____________________________________________
Примечание
В основу статьи лег сюжет Moskeijaan johtanut tie Dokumenttielokuva, Suomen Islam-seurakunta (Ramil Belyaev)
Мухсин Нурулла