Европа: мотивы вербовки и отъезда боевиков

Целый комплекс проблем обусловливает приход молодых людей в международные террористические структуры. В общем они свидетельствуют о духовном и социальном неблагополучии стран, в которых осуществляется вербовка.

Первая причина вербовки — духовный кризис секулярной культуры эпохи постиндустриализма. Ключевую роль не социальных, а культурных и психологических проблем в вербовке выявило исследование, проведенное французским Центром борьбы против исламских сект (Centre de prévention contrelesdérivessectairesliéesà l’islam, CPDSI). Согласно его данным, в деятельность радикальных исламистских организаций во Франции вовлекаются молодые люди, в основном принадлежащие к среднему классу (67%), в том числе выходцы из атеистических семей (80%)12.

В современном постиндустриальном мире религиозные фундаменталисты предлагают очень простые ответы на духовно и жизненно важные вопросы. Современная секулярная культура сосредоточена на индивидуальном и самостоятельном поиске смысла жизни и выборе пути, к чему многие молодые люди в силу психологической незрелости не готовы.

Фундаменталистская идеология же строго определяет цель в жизни, создает ощущение сопричастности чему-то большему, чем индивид. Как заявила национальный координатор по проблеме насилия и экстремизма Швеции Мона Салин, она не может точно определить, что такое шведская культура:

«У нас есть Мидсоммар (традиционный шведский праздник середины лета) и прочие банальности вроде этого. А у них есть культура, идентичность, история, что-то, что объединяет». Исламисты разделяют идею принадлежности к «группе, обладающей ярко выраженной идентичностью и противопоставляющей себя остальному миру». Молодые радикалы обретают в идее джихада «стройную систему ценностей, которую они не смогли найти в своей родной стране», отмечается в докладе специальной комиссии французского Сената.

Вторая причина — социальная. В материально благополучном западном мире важной причиной вербовки становится низкая степень интеграции исламской молодежи, в особенности мигрантов, в общество. Важной целевой аудиторией вербовщиков остаются неблагополучные подростки-мусульмане из бедных кварталов. Такие люди легко попадают под влияние ИГ, проникаясь духом романтики исламского братства, причастности к большой идее и т.д.

Однако, чем дальше от западного мира осуществляется вербовка, тем большую роль играет желание боевиков просто хорошо заработать и устроиться в жизни. В этом плане отправка «на джихад» – просто экстремальная форма трудоустройства. Определенную роль в странах третьего мира также играет протест против коррупции в обществе.

Третья причина вербовки — эффективность исламистской пропаганды, особенно в случае ИГ*. Эта пропаганда готова апеллировать к фактически любым мотивам молодых людей. ИГ разработало отдельные методы вербовки для самых разных групп потенциальных рекрутов. В материально благополучном западном мире важной причиной вербовки становится низкая степень интеграции исламской молодежи, в особенности мигрантов, в общество. Это требует разработки соответствующих мер по контрпропаганде, направленной на те же социальные и психологические группы.

Большинство жертв пропаганды – несформировавшиеся молодые мужчины, имеющие низкий уровень образования и не стремящиеся учиться. Агитационные материалы, публикуемые ИГ, апеллируют к их стремлению к беззаботной жизни среди друзей, с гарантированным питанием, в хорошем климате и т.д. ИГ в них представлено как утопия, альтернатива привычному миру, в котором подросток не смог реализоваться.

Особые подходы разработаны к молодым военным; здесь часто используется чувство раздражения против начальства. Свои методы выработаны и для вербовки женщин, особенно молодых девушек. Все это требует разработки соответствующих мер по контрпропаганде, направленной на те же социальные и психологические группы.

*организация запрещена на территории РФ решением Верховного суда

По материалам рабочей тетради Российского совета по международным делам "Проблема вербовки и возврата боевиков-террористов: опыт Европы и перспективы России"

 

Социальные комментарии Cackle