По усредненным данным иранских и западных источников на территории современного Ирана проживают около 15 различных народностей. Среди них примерно половину составляют персы, около 25% составляют азербайджанцы, 8% – гилянцы – ираноязычный народ на севере Ирана, численностью 3,3 млн человек., 7% – курды. Туркмены, луры и белуджи составляют 2%. Луры – иранский народ, общей численностью более 8 млн чел. живущий в западном Иране, в горах Загрос. Образуют 4 родственные племенные группы: пиш-е куха и пошт-е куха в Лурестане, мамасани и кухгилуйе в Фарсе. Являются шиитами.
Белуджи – иранский народ, населяющий малоплодородную юго-восточную часть Иранского плато, поделённую между Пакистаном (провинция Белуджистан), Ираном и югом Афганистана. Общая численность – 9 млн. чел.
Арабы, также как и кашкайцы, ассирийцы, армяне и евреи составляют 1% от населения Ирана.
Сложный этнический состав современного Ирана зачастую существенно осложняет решение социально-политических вопросов или течение межэтнических конфликтов. Наличие в стране т.н. разделенных народностей, то есть народностей, разделенных государственными границами (курды, туркмены) осложняет осуществление интеграции этих меньшинств на основе принадлежности к Ирану, так как рост консолидации меньшинств объективно противодействует централизации.
Благоприятным фактором, обусловившим относительно спокойную межконфессиональную обстановку в стране является тот факт, что абсолютное большинство жителей Ирана – мусульмане. Шииты составляют около 90% населения Ирана, а сунниты – 8%. Шиитско-суннитские взаимоотношения, также, редко осложняются до открытых столкновений. Суннитское население Ирана проживает, в основном, в приграничных районах страны, тогда как персы – в центральной части.
Наиболее острые противоречия, возникшие между суннитами и шиитами произошли в период иранской революции 1978–1979 гг.
Свержение монархии в ходе иранской революции повлекло за собой центробежные тенденции в иранском обществе. Новое руководство столкнулось с необходимостью консолидации общества, что оно и осуществило «подправив» шахскую концепцию «единая нация – государство» и придав ей конфессиональное наполнение в соответствии с интересами шиитского духовенства.
Это не могло понравиться светским слоям общества, образовавшимся в 54-летний период правления династии Пехлеви. Сторонники светского Ирана пытались бороться с новым режимом активно поддерживая этноконфессинальные конфликты, однако, большая часть светской оппозиции все же покинула страну.